Застать на рабочем месте нашу коллегу, журналиста «Новгородских ведомостей» Светлану ДУБОВИЦКУЮ было непросто. И не потому, что мало работает. Наоборот, работать Светлана Александровна любила. И много! А больше всего любила привезти свежий, сочный, горячий репортаж из командировки — такого места Новгородской области, в которое до неё и носа никто не совал. Потому «сидению за компьютером» стандартно предпочитала движение, новые знакомства и общение, общение, общение.
Работать в «НВ» Светлана Дубовицкая пришла в середине 90-х годов, с радио. До этого трудилась на ТВ: в красноярской Игарке, за полярным кругом. На тот момент местное телевидение единственное во всей стране вещало только в прямом эфире. Дело было в начале 80-х годов. И наша коллега, как сама признаётся, получила колоссальный опыт. Были и другие телеканалы и радиостанции. Затем пришёл черёд газеты. К слову, обозревая и сравнивая между собой все эти «опыты» в различных СМИ, Дубовицкая так и не может определиться, что же — радио, ТВ или газета — самое её? Что особенно ложилось на душу? Впрочем, далее слово Светлане Александровне.
Точки на карте
— На старте работы в газете опасения были – как словом передать то, что показывает камера, что цепляет микрофон? Но опасалась недолго. Взяли меня с испытательным сроком на три месяца, как обычно. Но уже через неделю стало понятно, что испытывать не придётся. Я бесконечно рада, что работала в газете, когда очень хорошо ощущалась читательская отдача. Мой любимый жанр —репортаж: я всегда просто обожала командировки! Часто спорили с редактором. Он мне говорит, что нужен человек и здесь, на месте. К тому же нет машины. А я готова ехать в дальние районы области на рейсовом автобусе. Но для этого нужно потратить 2–3 рабочих дня. Долго, но это было счастье.
Страшная память
— Никогда не забуду о встречах с ветеранами. Мы очень много общались. Хотя дело это было нелёгкое. Слушая рассказ ветерана из Ижиц, никак не могла взять в толк, каким чудом он остался жив. Он был артиллерист в пехотной части. В бою таскали 45-миллиметровую пушку на руках. Сам щуплый, откуда брал силы, непонятно. Но все тащили, и он тащил.
Интересный репортаж получился с семьёй участника боевых действий в Афганистане: именно там он нашёл свою любовь. Он воевал, она работала медсестрой. Для неё под пулями собирал букеты тюльпанов. Чтобы люди разговорились, поведали что-то своё, задушевное, я порой часами у них сидела. Вот в таком разговоре он и признался, что до сих пор не может смотреть, как жена разделывает курицу, а из тушки торчат рёбра. Потому что во время войны, возвращаясь на базу, увидел обгоревшие останки своих товарищей. Это страшные вещи, но нельзя их не помнить.
Черёмуха над Ловатью
— Было и много лирики. Лирика особая. Когда пешком идёшь несколько километров в окуловскую усадьбу Железновых: давно мечтала там побывать, посмотреть на деревья, посаженные профессором-ботаником, создателем Петровской академии, нынешней Тимирязевки. Изумительные места.
А ещё хорошо запомнилась супружеская пара, что занималась сельским хозяйством на берегу Ловати. Добраться до деревни можно было только на лодке по большой воде, пока не обмелело. Я тоже туда сплавала. А пока плыли, над водой стоял запах цветущей черёмухи — сильнейшее впечатление на всю жизнь. И впечатлений таких много, только начинай вспоминать.
Несколько километров идти по пояс в снегу к самобытному художнику – тяжело, но интересно. Наступать на пчелиные гнёзда в траве – опасно, но незабываемо. Отгонять от себя стаю собак – страшно, но необходимо. Впервые услышала, как от морозов трещат деревья тоже благодаря работе: в Пестовском районе. Ночь. Мороз под сорок. Всё блестит. И треск в тишине.
Про лихие…
— В 90-е годы отправилась в какую-то ма-а-аленькую сельскую школу: здание с печкой, тепло. Но сейчас таких школ уже и быть не может – всё укрупнено. Ну и вот 90-е… Тогда о школьных обедах только мечтали, а я только захожу в дверь: стоит вкусный запах выпечки. Просто аромат! Спрашиваю директора: откуда? А директор говорит: муку и яичный порошок даёт церковь, ягоду на варенье собираем летом всем коллективом, и старшеклассники нам в помощь. Потом варим варенье и детей весь учебный год кормим. Пусть суп – овощной, но зато горячий, свежий. И блины с вареньем в придачу!
Заголовок к утру
— Приезжая в редакцию, я очень быстро собирала тексты: в папу, наверное. Мой отец был журналистом, прошёл две войны, работал в профессии. План текста обдумывала на обратном пути. Дома утром встанешь: в голове уже есть заголовок. Я садилась писать сходу, фоном ставила диктофон с записью. Если что-то нужно было проверить, перематывала, вслушивалась. А чтобы в тексте были интересные детали, перед командировкой сидела в отделе краеведения Кремлёвской библиотеки и читала кучу литературы про каждый объект.
Теги: НВ 35, юбилей, газета, Новгородские ведомости