Внеочередное заседание Правительства Новгородской области прошло 9 сентября, очередное состоится 24-го
О предстоящем сборе правительства стало известно во второй половине дня 6 сентября. И что ж такого? График работы определяется не календарем, а актуальностью событий.
Наивно было бы считать, что правительство собирается в понедельник, чтобы подвести итоги намеченных на 8 сентября выборов в различные органы областной власти и самоуправления на местах.
Проваленная явка
Так и получилось, хотя вопрос о выборах и стоял первым в повестке. Но никаких решений по результатам голосования правительство принять не может, это не его прерогатива. И выборных должностей в правительстве нет. Тем не менее дело так или иначе касалось всех собравшихся в малом зале филармонии, и председателя облизбиркома Бориса АЛЕКСЕЕВА слушали внимательно. Он констатировал безоговорочную — на всех фронтах — победу партии власти, то есть «Единой России». Зал регулярно отзывался аплодисментами на очередную фамилию единоросса-триумфатора.
Губернатор взял слово, чтобы коротко поздравить победителей гонки (на 82 различных мандата было 660 соискателей) и тут же заговорить о насущном.
— Меня настораживает тот факт, что в Новгороде опять фиксируются самая низкая явка на голосование и крайне слабая организация работы избиркомов, — сказал Сергей МИТИН. — Я не готов сейчас логично объяснить первое, поскольку на выборах мэра мы имели семь соискателей, а второй и третий претенденты в сумме набрали больше голосов, чем победитель. Это говорит о настоящей борьбе. Но что мешало работе горизбиркома? Почему постоянно сбоили КОИБы? Почему мы до сих пор (дело близилось к полудню. — авт.) не получили окончательные результаты голосования? Что вообще делали в избирательных комиссиях для привлечения населения на выборы?
Вопросы повисали в воздухе, так как ответы на них были бы слишком очевидны и так же неубедительны. Преподнесенный как праздничная месса первый вопрос превратился в missa ordinarium (обычную мессу) и — быстро обнаружилось — задал тон динамичному заседанию, включившему всего семь вопросов. Причем седьмой — о конфликте в областном колледже искусств — губернатор внес экстренным порядком.
Прибыль как фактор риска
А на второе было внесение изменений в областной бюджет. Эту тему еще в августе заявила руководитель департамента финансов Елена СОЛДАТОВА, грозя к ней вернуться. И не обманула. Речь опять шла о сокращении бюджетных расходов.
— Минфин обещает нам помощь, но при условии, что мы снизим свои расходы самостоятельно не менее чем на 500 миллионов рублей, — пояснила она, предложив пока секвестироваться на 344 миллиона. — При этом мы не должны уменьшать расходы на зарплату бюджетникам, социальные программы и первоочередные проекты.
Было не совсем понятно, что такое «первоочередные», но, видимо, в правительстве знают о такой градации: никто не усомнился в справедливости триады неприкосновенных статей. Проголосовали за список тех, кому придется затянуть пояса, единогласно. Крепче всех это сделают департаменты: транспорта и связи, строительства и дорожного хозяйства, социальной защиты. Суммарно у них изъяли на экономию 224 млн. рублей. Чья «затяжка» следующая — скоро узнаем.
Самое обидное, что не так уж виноваты в этом мы с вами. Как следовало из доклада Елены Солдатовой, основной причиной падения бюджетных доходов стало почти двукратное к прошлому году снижение налога на прибыль: с 4,9 млрд. до 2,6 млрд. рублей (на 1 сентября). Причем 2,2 млрд. рублей не донесли в казну «участники консолидированной группы налогоплательщиков» — «Акрон», «Транснефть», «Газпром», РЖД, организации энергетики и БКО. В целом же бюджет за восемь месяцев недосчитался 1,9 млрд. рублей.
Но здесь трудно что-то изменить. Хотя у меня — не экономиста — есть свои соображения на сей счет. Давно уже отмечено, что наши естественные монополисты не церемонятся с нами в части повышения тарифов. Объяснение здесь простое: нужно обновлять основные фонды. Делая это за счет высоких тарифов, они сберегают высокие прибыли. Намерение президента РФ заморозить тарифы на несколько лет обязывает экономических монстров менять тактику и модернизировать инфраструктуру из получаемой прибыли, в результате чего их налогооблагаемая база сокращается. И теперь уже мы расплачиваемся за это не через личный кошелек, а через региональный бюджет. Или я не прав?
Впрочем, даже если и прав, все равно меры принимать приходится на местах. И губернатор вдобавок к обещанию продолжить процедуру обрезания ведомственных бюджетов пририсовал вполне определенный вектор: «Будем снимать деньги у тех, кто не торопится их осваивать: у кого не готовы проекты и сметы, кто не провел конкурсы».
Сиротская доля
Это был мостик в третий акт правительственного заседания, в котором речь шла об обеспечении жильем детей-сирот. Сиротский вопрос дебатируется в разных залах и кабинетах регулярно, но малоэффективно. Вот и доклад руководителя департамента образования Анатолия ОСИПОВА пафосом не отличался:
— В первом полугодии жилье получили 30 человек… До конца года необходимо обеспечить жильем 320 человек…
Тут бы и сказке конец, потому что ясно, что за четыре месяца сделать в 10 раз больше, чем сделали за восемь, можно, если только поймать золотую рыбку или разыскать старика Хоттабыча в толпе гастарбайтеров. Но докладчика угораздило сказать, что в этом году 199 квартир будут все-таки для сирот сданы.
Идентичную притчу попытался прочесть залу и руководитель департамента строительства Владимир ПЕТРОВ. Он, правда, еще чуть снизил планку, обещав построить 167 квартир. На его беду губернатор взялся препарировать цифру. Попутно выяснилось, что сироты получили-таки с начала года не 30, а 35 квартир. И вскоре их осчастливят тремя 24-квартирными домами в Новгороде, Боровичах и Новгородском районе.
— Так и будет? — спросил Сергей Митин главу Новгородского района Анатолия ШВЕЦОВА.
— Это сомнительно. Очень, — не стал юлить Швецов.
В Новгороде, как выяснилось, проектная документация пока на экспертизе, в Боровичах — лишь площадку под строительство готовят (или подготовили?) специалисты «Ленстроя». Они, оказывается, выиграли все три базовых для этого года объекта и готовы попробовать. Да-да, поскольку прежде многоквартирных домов вроде бы(!) не строили, а занимались в основном ремонтом жилья.
Короче говоря, 167 квартир — под большим, гигантским вопросом. За что Осипов был публично награжден выговором с предупреждением о том, что в следующий раз вопрос будет рассматриваться в организационном ключе. Для кого-то не очень понятная формулировка, но поверьте: если ключ повернут, будет по-настоящему больно. Петров отделался легким испугом.
Хотя речь-то идет не только о невозведенных домах, но и о 185 млн. рублей, которые выделило государство на эту программу. И если, по расчетам департамента образования, мы можем обеспечить жильем в этом году, исходя из выделенных средств, 199 сирот, а должны — 350, то в следующем — уже 442. Несложно подсчитать, что, построив нынче всего 35—50 квартир, мы увеличим задание 2014 года как минимум до 600 квартир.
И если даже получим на это деньги (что весьма проблематично), какими силами будем осваивать?
Кстати, открытой — по крайней мере, для меня — остается тема строительства 199 квартир на 185 млн. рублей (если быть точным, то на 168 млн., так как 17,2 млн. рублей сняты на погашение кредиторской задолженности). Стало быть, на одну квартиру уйдет в среднем 850 тыс. рублей. В районе — возможно, хоть и не в каждом. В Новгороде — исключено.
Спор не об искусстве
Три следующих вопроса были процедурными или техническими. Их нужно было принять, и их приняли.
Седьмым губернатор предложил создать комиссию, чтобы разобраться в конфликте, вырвавшемся на поверхность в колледже искусств. Вкратце его суть такова: в блог губернатора поступило несколько жалоб на нездоровую атмосферу в колледже, на увольнение ряда преподавателей, на увеличение платы за проживание в общежитии. Сергей Митин в колледже побывал.
— Я думал, что будет хуже. Конфликт порожден взаимоотношениями между отдельными преподавателями и руководством колледжа, — сказал он позже. — Самое плохое, что в него втянули студентов, которые в силу своего возраста еще не понимают, что происходит. Это недопустимо. Мы этот вопрос еще рассмотрим.
В конечном счете, губернатор предложил сформировать правительственную комиссию, поручив ей проанализировать ситуацию в образовательном учреждении и к 7 октября представить результаты главе правительства.
В день заседания, 9 сентября, это поручение было оформлено соответствующим распоряжением.
Внеочередное заседание областного правительства продолжалось 2 часа 53 минуты.
Владимир БОГДАНОВ (фото)