Временно исполняющий обязанности главы Новгородской области Андрей НИКИТИН дал интервью петербургскому интернет-изданию «Фонтанка»*
О назначении
— Все пять с половиной лет, пока я работал в Агентстве стратегических инициатив, муссировалась тема: куда я пойду потом, назначат ли меня замминистра и так далее. Для меня важно было работать результативно. И когда Владимир Владимирович предложил (сменить место работы. — «НВ»), я предполагал, что меня ждут какие-то новые ответственные задания. Напутствие президента было, по сути, одно: работать честно и постараться сделать максимум возможного.
Об АСИ
— Назову самый понятный показатель (работы АСИ. — «НВ»): мы были на 124-м месте в рейтинге Doing business (ведение бизнеса, англ. — «НВ») Всемирного банка, когда я пришёл. Когда уходил, мы занимали уже 40-е место. И российские, и международные эксперты говорят, что в России по определённым показателям вести бизнес стало проще. Мы практически обнулили барьеры при подключении к сетям для малого и среднего бизнеса. Сроки получения разрешений на строительство серьёзно сократились. Никогда прежде задачи по сокращению сроков даже не стояли в приоритете. Теперь это вошло в дискуссионное поле. Президент об этом говорит. Так что АСИ, я считаю, поменяло очень много с точки зрения набора ориентиров. По системе среднего профессионального образования это, может быть, не так заметно и не так шумно, но мы очень хорошо продвинулись.
За пять лет было отменено порядка тысячи нормативных актов. Мы просто сидели с Минстроем: давайте здесь у нас будет не две бумажки, а одна, а тут не три, а две. И так — в каждой цепочке. Но ведь АСИ — это не think tank (мозговой центр, англ. — «НВ»), мы никогда не занимались выдумыванием тем. Нашей задачей было — собрать профессионалов и активистов в области, например, образования, понять, чего они хотят от государства, перевести это на язык нормативных актов и добиться того, чтобы эти акты были приняты. Потом контролировать исполнение.
О Новгородской области
— Новгородскую область АСИ как раз не исследовало. АСИ работает только с теми регионами, которые хотят с ним работать. Это касается инвестиционного климата, инициатив в социальной сфере — НКО, волонтёров, доступа к социальным услугам, образования. Но ни по одной теме Новгородская область в этом не участвовала.
В инвестиционном рейтинге АСИ Новгородская область — на 65-м месте. И из тех вещей, что мы пытались делать, здесь с 2011 года ничего особенного не происходило. Институты развития работают недостаточно эффективно. Систему «одного окна», ставшую уже банальностью, надо создавать заново. Наверное, это справедливо: если на федеральном уровне мы много говорили о том, что надо делать, то теперь есть возможность это сделать самим.
Об экономике
— Темпы роста экономики в области выше, чем в среднем по России. Но есть некий разрыв между тем, как мы управляем областью и чего хотят люди. Поэтому нужен диалог. Но, например, с предпринимателями в Новгороде системного диалога никто не вёл. Их же просто надо спросить: ребята, что вам нужно? Власть должна поинтересоваться: что сделать, чтобы вы создавали больше рабочих мест и платили больше налогов. Мы бизнесу — не начальники. В какой-то степени мы — регуляторы там, где это касается защиты прав граждан. Но в принципе наша задача — бизнесу помогать. Потому что потом это помогает нам за счёт налогов улучшать качество жизни.
Об инвесторах
— Во-первых, надо провести инвентаризацию того, что есть сейчас. У нас сегодня нет чёткой карты площадок, куда можно пригласить инвесторов. У нас нет понимания даже о том, сколько есть свободной земли. Приведу пример. Вот по лесу: нет понимания, сколько леса реально используется, а сколько свободно для инвесторов. То есть первое — надо посчитать и выявить собственно объекты управления.
Второе — безусловно, система «одного окна». И это задачи для Агентства развития Новгородской области. Надо, чтобы любому инвестору, пришедшему туда, выделяли сотрудника, который бы дальше бегал по чиновникам. Мы поменяем регламенты. Посмотрим, как это сделать правильно. И добьёмся того, чтобы у людей вообще не было проблем с административными барьерами.
Когда мы выясним, чем конкретно управляем, мы будем, например, понимать: эти земли мы можем предложить инвесторам в области мясомолочного животноводства. Или — эти леса мы можем предложить тем, кто хочет заняться глубокой переработкой древесины. Или — есть площадки рядом с федеральными дорогами, и мы можем предложить их тем, кто будет делать продукцию не только для Новгородской области. Так что нет смысла искать инвесторов только под объёмы потребления в Новгородской области. Регион находится на транзите — между Москвой и Санкт-Петербургом.
Поэтому инвесторов надо искать под объёмы этой трассы и обоих мегаполисов. Для этого у бизнесменов должны быть настолько комфортные условия, чтобы никаких проблем с бюрократией не было.
Третье — понятная, чёткая система региональных налогов. Понятная, чёткая система льгот, которые даются не по принципу «этому дам — этому не дам», а по правилам. Тогда люди, которые рассчитывают, например, на рынок Москвы или Петербурга, могут разместиться в Новгородской области. В данном случае уникальность Новгородской области в том, что она находится практически посередине пути. Хочешь ближе к Питеру работать? Пожалуйста: Чудово. Хочешь ближе к Москве? Пожалуйста — Валдай.
О чужом опыте
— У нас самые лучшие региональные практики, если верить оценкам, в Татарстане. Ещё, наверное, в Москве, в Петербурге. Всё это сравнивать с Новгородской областью нельзя. И очень сложно что-то оттуда взять. Но по отдельности везде есть что-то такое, о чём имеет смысл подумать. Ничто, например, не мешает нам выбрать десять регионов, где лучше всего ситуация с дорогами, и посмотреть, как это организовано. Нам всё равно придётся придумывать что-то своё, но поучиться у других, я считаю, не зазорно.
О подготовке кадров
— Мы стали в чём-то возвращаться к практикам, которые были в Советском Союзе, а в чём-то — к действующим во всём мире. Есть, например, понятие дуального образования: когда ребёнок может учиться и параллельно сдавать тесты в колледже. Идёт такой пилотный проект: мы вернулись к демонстрационным экзаменам в колледжах. Также ребята соревнуются на чемпионатах рабочих профессий Worldskills. В свое время мы в АСИ поддержали этот проект, и теперь это уже мощное самостоятельное движение, которое объединяет регионы России.
Здесь мы видим некие пробелы. Скажем, в сфере рабочих профессий: в Новгородской области есть система колледжей, но для кого они готовят кадры? Кто заказчик этой работы? В частности, это — бизнес. И, конечно, логично было бы привлечь бизнес к управлению этой системой. Чтобы готовить ровно тех, кого потом возьмут трудиться на предприятиях на хорошей зарплате. Но встреча на эту тему впервые у нас была месяц назад.
О Великом Новгороде
— Новгород не только по названию Великий, это действительно великий город. Городов с такой историей больше нет. И удобство городской среды — это важная вещь. Мы начнём присматриваться к тому, как его обеспечить. Для этого надо собирать сообщество молодых архитекторов, молодых дизайнеров, проговаривать с ними, как это всё организовать. Есть местные сообщества, которые это заинтересует. Не так много, но есть. И потом, столько новгородцев уехало в Москву и Петербург, я рассчитываю на их помощь. Кто-то, может, вернётся. А кто-то, наверное, советом поможет или поучаствует в каком-то проекте.
О стратегических сессиях
— В каждом районе мы провели стратегическую сессию со всеми, кто хотел прийти. По трём темам: качество жизни, образование, привлечение инвесторов. В рамках этих сессий мы работаем с лидерами общественного мнения в районах. Безусловно, я рассчитываю, что они высказывают предложения не от своего лица. В маленьких районах на сессии приходили человек тридцать бизнесменов плюс глава, плюс директор школы и жители.
Люди сами обозначали свои приоритеты: что надо сделать, чтобы им жилось лучше. Говорили, за что готовы взяться сами, а где нужна помощь областной власти. Вы поймите, что невозможно нанять каких-то консультантов, внешних экспертов, кто нарисовал бы стратегию региона, если она не будет частью жизни людей. Мы такую «мозаику» собрали. В апреле мы систематизируем информацию на уровне области. У нас появится, если хотите, «народная стратегия развития». Каждый человек в каждом районе себя в ней найдёт. Это будет понятный для всех документ.
Конечно, мы будем информацию ещё версифицировать. У людей будет возможность подать свои идеи и непосредственно. Если мы сделаем это хорошо, результат, видимо, станет ответом на запросы большинства жителей. Дальше мы будем просто всё это выполнять.
О поездках по районам
— Когда я еду куда-то, я сначала анализирую проблемные точки. Стараюсь понять, что там с дорогами, что с аварийным жильём, какие ещё проблемы. Исходя из этого планирую поездку. И стараюсь делать это не в парадном формате, а надевать сапоги и лезть туда, где совсем тяжело. Первые мои поездки были достаточно узкопрофессиональные. Разбирался, например, почему детсад вроде бы и сдан, но уже рассыпался и детям в нём находиться нельзя. Не могу же я встречаться с людьми, не погрузившись сначала в их проблемы, в причины, по которым эти проблемы возникают. Это же не само по себе происходит, а из-за конкретных управленческих решений. Надо понять, почему так происходит. Наверное, сейчас начну просто «ходить в народ».
О работе
— Говорят, если страшно есть слона сразу, надо подвинуться поближе, чтобы не видеть его целиком, и отрезать по маленькому кусочку. Всё здесь (в регионе. — «НВ») можно сделать! Понятно, что не всё получится быстро. Но что, например, мешает не класть асфальт в лужу? Ничто не мешает. Может быть, не с первого раза получится. Может быть, кого-то придётся наказать. Но всё возможно.
О контроле
— Уволить кого-то из подчинённых я могу, хотя понятно, что это не единственное решение. Вот, например, на днях мы запустили горячую линию «Народный контроль». Я попросил жителей области обращаться при любом нарушении в дорожном строительстве. Для этого опубликовали простую методичку для тех, у кого нет специального образования: чего нельзя делать никогда при строительстве и ремонте дорог. Понятно, что я не могу бегать за каждой ямой. Но люди-то могут — это их деньги, их налоги. И либо мы делаем эту дорогу по чуть-чуть, но так, чтобы 10 лет к работам на ней не возвращаться, либо продолжаем каждый год латать ямы. Это проконтролировать можно. И можно убрать подрядчика, который плохо строит.
О себе
— Я люблю свою страну, я здесь вырос, здесь живу и собираюсь жить дальше. У меня нет никаких «запасных аэродромов». Так меня родители воспитывали: если что-то делаешь — делай хорошо. И главное ведь не то, что думаю о какой-то проблеме я. Я смогу сделать ровно то, что поддержат люди, в чём они сами готовы будут участвовать. По-другому это в современном мире не работает. Если всем важно, чтобы дороги были хорошие, мы сможем сделать так, чтобы они были хорошими.
О семье
— У нас хорошая, дружная семья. Моя жена — врач. 14 февраля я приехал в Новгород, а дочка родилась 25-го. Сейчас немного подрастет, и перевезу их с женой в Новгород. Иначе будет нечестно.
Подготовил Сергей ВАРКИС
Фото из архива «АСИ»