Каково это — быть депутатом-долгожителем
Депутатский стаж Анатолия ФЕДОТОВА осенью этого года составит 28 лет. Впервые он избрался в 1996 году в городскую думу первого созыва. Последние 12 лет — депутат регионального законодательного органа, где он возглавляет комитет по бюджету, налогам и тарифам. Коллеги называют его в кулуарах «старейший депутат». «НВ» поговорили с ним о том, как он относится к подобному неофициальному статусу, о секретах депутатского долгожительства и балансе в принятии решений по вопросам распределения средств областной казны.
— Анатолий Александрович, какой запомнили свою первую думу, которая тогда ещё была думой Новгорода?
— Численность депутатов тогда составляла 9 человек. По новой Конституции России, принятой в 1993 году при Ельцине, существовавший до этого Городской совет, в состав которого входило почти 100 человек, был упразднён. И, конечно, избраться в первую думу было престижно, округа были большие, с численностью по 30 тысяч жителей. В неё попали врачи, учителя, руководители крупных предприятий, представители бизнеса, а председателем стал Александр Корсунов, мэр Новгорода, которому требовалась конструктивная работа депутатов. В 1990-е годы сложность заключалась в том, что начинали с чистого листа. Федеральные законы были зыбкие и хлипкие, что не обеспечивало прочность государственной конструкции, и нужно было в этом правовом вакууме работать. И при этом — абсолютно пустая городская казна. Средств, чтобы город озеленять, убирать, не было. Я до сих пор удивляюсь, как удавалось его содержать тогда в порядке. Пожалуй, только благодаря преданности и любви к нему самих новгородцев. Теперь мне есть с чем сравнивать. Когда мне сейчас говорят, что в бюджете недостаточно средств, я вспоминаю 1990-е годы, когда были одни долги.
— Раскроете секрет депутатского долгожительства? Перерывов в депутатской деятельности у вас не было.
— Изначально я не планировал быть так долго депутатом, не было и никакой стратегии. В 1996 году у меня как-то не заладилась предвыборная кампания. В штабе на меня даже махнули рукой. И где-то под конец гонки я почувствовал азарт. Для многих моя победа стала неожиданной, от конкурента был небольшой отрыв. Поэтому я решил, что обязательно пойду на выборы второго созыва городской думы, чтобы доказать, что моя победа была не случайной. А в четвёртом созыве я уже чувствовал себя словно второгодник: вопросы, которые выносились на заседания, повторялись, для меня не было ничего нового. И я решил поставить точку в депутатской деятельности, даже попрощался со своими избирателями. Но в 2011 году поступило предложение от партии «Единая Россия» выдвинуться одномандатником. Я посоветовался со своей командой, хватит ли ресурсов, и после этого пошёл на выборы.
— И кто эта ваша команда?
— Это мои помощники. Одни отвечают за информационную кампанию, другие — за юридические вопросы, третьи — за хозяйственные, например они в курсе дел и проблем во дворах округа. А есть ещё и группа поддержки, в которую входят старшие домов. Можно какую угодно устраивать агитацию, но если они хмурятся, то сложно будет рассчитывать на положительный результат.
— А как относитесь к тому, что вас называют «старейший депутат» и вообще к своему возрасту?
— Меня так называли в городской думе, хотя мне тогда было лет 45. Много лет назад на одном из семинаров, посвящённом обсуждению Устава Новгородской области, прозвучало предложение установить для депутатов возрастное ограничение, мол, депутатом не может стать человек старше 60 лет. Признаюсь, мне тоже казалось, что 60 лет — это уже какая-то старость. Но сейчас я понимаю, в 50–60 лет появляется опыт, а возраст не ощущается. Единственный момент: я знаю, что лучше будет уйти самому, а не тогда, когда тебе буквально дышат в затылок.
— Чем работа областного депутата отличается от работы городского? Даже грамотные избиратели не всегда разбираются в их полномочиях.
— Для избирателя и городской депутат, и областной депутат — представители власти. Поэтому депутата не поймут, если на приёме граждан он начнёт говорить об уровнях полномочий городской думы и регионального парламента. Но мы работаем в пределах своих компетенций. Например, на каких конкретных улицах поставить скамейки, сделать асфальтирование и так далее, решает городская дума. А областная решает, какую сумму передать муниципалитетам, и уже там будут обсуждать, как её распределить. Вопросы, связанные с социальной, медицинской сферами, полностью входят в полномочия областных депутатов. Они ответственны за такой критерий, как бюджетная обеспеченность гражданина — то есть человек, проживающий на территории, где нет крупных отчислений от предприятий и организаций в местный бюджет, должен в полном объёме получать медицинское и полагающееся ему социальное сопровождение.
— Споры в вашем комитете случаются? Он считается самым важным в Думе.
— Работа всех комитетов важна. Но каркас деятельности областной Думы и правительства региона выстроится тогда, когда принят бюджет. А в нём важно сохранить баланс между социальным блоком, охватывающим сферы здравоохранения, образования, соцзащиты, культуры, спорта, и экономическим развитием. На первом этапе его обсуждения происходит учёт всех пожеланий. Случайно какая-то статья затрат появиться не может. И всё же бюджет — это живой организм. Время подбрасывает новые и часто нестандартные задачи. Кто знал, что будет пандемия или давление санкциями? Всегда нужно расставлять приоритеты, чтобы бюджетные деньги не были потрачены впустую. Возникают и напряжённые ситуации. Но чтобы принять взвешенное решение, на заседаниях не должно быть эмоций.
— Вы находите время и для своего увлечения фотографией. Что оно для вас?
— Это увлечение со мной с детства. Фотографировать начал ещё в первом классе. Сначала это был простенький широкоплёночный «Этюд-С», подаренный родителями на день рождения. Потом появились «Смена-8М», «ФЭД-3», «Зенит-ТТЛ». Есть у меня и зеркальные, и цифровые беззеркальные фотоаппараты. Свои работы выкладываю на своей странице ВКонтакте. И однажды меня попросили организовать их выставку. Первая состоялась в центре «Диалог». Выставки дают возможность шагнуть вперёд в творчестве, оценить свои предыдущие фотоработы. Но я их делаю для друзей и по просьбам.
— Критикуют вас профессиональные фотографы?
— Это моё увлечение. Фотографированием занимаюсь тогда, когда есть желание. Бывает, что снимки, которые мне особенно нравятся, дороги, не цепляют зрителя. И наоборот. Когда я смотрю на свои любимые фотоработы, ко мне возвращается то хорошее настроение, в котором я пребывал, когда их делал. Фотографы упрекают, что мои работы лёгкие. На что я им отвечаю: жизнь сама по себе непростая, зачем её утяжелять? Это как в музыкальных предпочтениях: кому-то нравятся шедевры классики, а кому-то — песни в три аккорда. Иногда за красивым кадром не надо отправляться далеко в лес, достаточно выехать за город.
— Какая фотография для вас самая ценная?
— В первом классе я сделал чёрно-белую фотографию мамы — это был один из первых моих снимков. Мама работала в редакции газеты и поставила фото на видное место. Её коллеги меня хвалили, видимо, авансом: «Как хорошо получилось!» Эту фотографию я храню. К сожалению, не со всеми своими снимками я так поступил. Есть досада, что выбросил фотографии строящихся девятиэтажек на проспекте Мира. В то время он был весь перекопан, а сразу за ним начиналось поле. Думал, что не понадобятся, а сейчас бы они были настоящим раритетом.
— Это как раз та территория, которая сейчас входит в ваш округ. Вы всегда оставались преданны ему? Что там планируется сделать?
— Я вырос и жил в той части Великого Новгорода, которая входит сейчас в округ. Его границы для меня как депутата, сначала городского, а затем областного, менялись, но моя депутатская работа была всегда связана с территорией Западного микрорайона областного центра. Мой округ — это классический спальный район. Сейчас там важно привести фасады зданий школ и гимназий в порядок. В гимназии № 4 капитальный ремонт уже начался. Планируется дальнейшее благоустройство дворов, пешеходных дорожек. Ожидается продление территории Веряжского парка.
Теги: Новгородская область, облдума, Анатолий Федотов, политика