Без сомнения, главным героем здесь выступает Александр Костюхин, пошедший против закона и в 2006-2007 годах решивший без проведения конкурса предоставить муниципальный заказ на выполнение работ по благоустройству райцентра своему сыну Алексею, у которого не было ни соответствующего парка машин, ни лицензии.
Сергеев до своего назначения на должность первого заместителя главы Боровичской администрации работал в Петербурге в таксомоторной фирме. Коваленко, являвшаяся заместителем Костюхина по финансовым вопросам, успела поработать барменом, а затем бухгалтером. И, тем не менее, оба вошли в руководство одного из самых крупных райцентров области.
Почему? Обвинение убеждено, что Александр Костюхин неспроста окружил себя такими помощниками. Оказав столь высокое доверие, он сделал их своими марионетками, послушными, зависимыми исполнителями, которые, скорее всего, не станут сопротивляться, не желая потерять кресло заместителя. И угадал. На суде Виктор Сергеев и Анжелика Коваленко отстаивали не только свою невиновность, но и защищали бывшего шефа: слишком многим они ему были обязаны.
Вообще, история Костюхина стала яркой иллюстрацией одной из застарелых болячек муниципальной власти - протекционизм в замещении должностей. Времена правового беспредела, типичного для 1990-х, когда главы районов, не мудрствуя лукаво, зачастую назначали родственников своими подчинёнными, прошли, но принцип протекционизма сегодня ещё действует, и руководители на местах порой принимают на ответственные посты людей из круга своих знакомых и друзей.
Дело в том, что современное российское законодательство о муниципальной службе содержит серьёзный пробел в части процедуры трудоустройства. Закон предлагает главам местного самоуправления альтернативу: прием на работу по итогам конкурса, когда каждого кандидата рассматривает специально созданная комиссия, либо - на безконкурсной основе, чем многие и пользуются.
На стыке 2009-2010 годов произошёл перелом, и главы районов, городов стали привлекать к работе конкурсные комиссии, которым кандидат должен представить и документы об имеющемся у него образовании, и сведения о рабочем стаже. Ведь главное, чтобы человек был профессионалом. Ему придется принимать решения в интересах своей территории, а не в интересах лично главы.
Однако далеко не все руководители стремятся отказаться от принципа личного знакомства. И, например, в прокуратуре области эту ситуацию оценивают как опасную. В этом году, по словам заместителя прокурора Константина Сомова, прокуратура разработала модельно-правовой акт положения о проведении конкурсов на замещение должностей в муниципальной службе. Органам местного самоуправления предложено, чтобы на его основе они приняли соответствующие положения на своих территориях. В большинстве муниципалитетов эти документы либо уже разработаны, либо в стадии разработки. Но не везде. Например, в Маловишерском и Парфинском районах без интереса отнеслись к такой идее. Почему?