Железнодорожный вокзал в Малой Вишере планируют отремонтировать и открыть там царские комнаты
Вокзал в Малой Вишере — место судьбоносное. Не появись он на Николаевской железной дороге в середине XIX века, не было бы и самого города. Впрочем, главная его достопримечательность, его сердце давно просит ремонта. Площади здания, построенного по проекту Рудольфа Желязевича, в настоящее время используются лишь наполовину. И тем не менее до сих пор в его архитектуре просматривается дореволюционная роскошь. Это строение в Новгородской области — единственное в своём роде, такой же вокзал был в Окуловке, но ради удобства скоростного движения его в 2003 году снесли.
Сейчас перед маловишерским вокзалом, который, кстати, относится к объектам культурного наследия регионального значения, замаячила перспектива реконструкции. На 2019–2020 годы «Российские железные дороги» запланировали привести его в порядок. А примерно месяц назад вопрос об обустройстве в здании вокзала небольшого музея и восстановлении царских комнат — известно, что в Малой Вишере останавливался ещё император Александр II, — был поднят губернатором Андреем Никитиным.
Предполагается, что на вокзале будет размещена экспозиция, посвящённая важным историческим событиям, которые имели поворотное значение для судьбы города и страны.
Сейчас над её концепцией работает известный новгородский историк, советник генерального директора Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Сергей ТРОЯНОВСКИЙ. По словам учёного, Малая Вишера стала своеобразной узловой станцией в истории России ХХ века. И в будущей выставке необходимо отразить не только царскую тему, а именно связанную с прибытием в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 года в Малую Вишеру поезда императора
Николая II, но и эпизод, касающийся вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.
— Одно из названий, которое я предложил проекту, — «Разворотный пункт русской истории», — пояснил Сергей Трояновский. — В Малой Вишере императору сообщили, что следующие станции захвачены революционно настроенными войсками, после чего он отдаёт приказ развернуть состав. Поезд двигается на Бологое, он останавливается в Старой Руссе, там Николай приветствует народ ещё как император, а уже в Дно отрекается от престола. Буквально через год, в марте 1918 года, на станции Малая Вишера с поезда, следовавшего из Петрограда в Москву, анархистски настроенные матросы были готовы высадить Владимира Ленина, чтобы расстрелять его без суда и следствия. Спасли его красные латышские стрелки.
Кроме того, Сергей Трояновский отметил, что у Малой Вишеры, которая в настоящее время воспринимается как захолустье, есть ресурсы, чтобы стать важной точкой в туристическом маршруте. Тем более что уже популярностью пользуется направление на Любытино, куда едут, чтобы посетить музей «Славянская деревня».
Как сообщила председатель комитета культуры администрации Маловишерского района Наталья ЕФИМОВА, местом экспозиции на железнодорожном вокзале станет помещение, где сейчас располагается линейный пункт полиции.
— Совместно с сотрудниками краеведческого музея были обследованы его комнаты, в одной из них до сих пор хорошо видна старинная лепнина. Сохранился стол, возможно, той эпохи, — рассказала она. — По вопросу создания музея с руководством Октябрьской железной дороги будет налажено взаимодействие. Уже в начале декабря глава района Николай Маслов отправится на встречу с заместителем начальника железной дороги.
Документов и фотографий, отражающих то, как выглядели царские покои на железнодорожной станции, найти пока не удалось. Но устные воспоминания старожилов, которые зафиксировали сотрудники Маловишерского краеведческого музея, дают некоторое представление об апартаментах.
— Сохранилась информация, что в них имелись кабинет, спальная, а также молельная комнаты. На вокзале могла разместиться и свита царя. Экспозицию, посвящённую истории Николаевской железной дороги, а также сюжету о попытке высадить Ленина в Малой Вишере, можно было бы оформить в зале ожидания вокзала, а сами царские комнаты оставить без революционной тематики, — поделилась своим мнением директор краеведческого музея Светлана ИСАЕВА.
И ещё. Вопрос о сохранении другого маловишерского памятника промышленной архитектуры второй половины XIX века — кругового депо — в рамках проекта ремонта вокзала, к сожалению, не рассматривается.