О чём рассказали пассажиры нового маршрута Великий Новгород — Рогавка
В начале января в первый рейс отправился первый в Новгородской области рельсовый автобус. Эта железнодорожная новинка связала Великий Новгород с поселком Тёсово-Нетыльский, жители которого вот уже много лет жаловались на свою отрезанность от областного центра. «НВ» решили лично опробовать новшество и прокатиться на рельсовом автобусе.
НА ДНЕВНОМ РЕЙСЕ из Новгорода в Рогавку преобладают пассажиры пенсионного возраста, люди пунктуальные и организованные. Почти за полчаса до отправления рельсового автобуса они — уже на перроне, становятся спиной к метели, обсуждают внуков («Нашей уже год и семь, так она все слова говорит! Показываем ей на яблоко, она называет — ако!») и давление («На днях верхнее 160 у меня было. — Ну, милая, разве это давление!»). Когда вдали появляются долгожданные два жёлтых глаза, кто-то в толпе замечает:
— А вот и наша черепашка! — и все устремляются ей навстречу.
Впрочем, про черепашку — это любя. Во-первых, новый автобус может разогнаться до 100 километров в час, а это совсем не черепаший темп. Во-вторых, люди ему искренне рады.
— Нечасто хочется сказать спасибо власти, но за этот автобус — большое спасибо, — скажет мне потом один из пассажиров, всё-таки не пожелавший, чтобы я записала его имя и фамилию.
ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, мы отправляемся в путь, и я подсаживаюсь к Людмиле Алексеевне.
— Конечно, удобно, а как же? — удивляется она. — Вот я к врачу записалась, утром в Новгород приехала, все свои дела сделала и в три часа уже дома буду. Да ещё и бесплатно!
— Это почему бесплатно?
— Я — ветеран труда, у меня третья группа инвалидности. Вот и бесплатно.
— А у нас в посёлке много таких-то, — присоединяется к разговору приятельница Людмилы Алексеевны Анна, — и ветеранов, и инвалидов. Раньше на маршрутках да с частниками приходилось ездить за 200 рублей, а то и за 250. А теперь благодаря этому автобусу и на маршрутки цены снизили, если сразу берешь билет туда и обратно, то обратный уже 150 стоит. Конкуренция! А нам ведь в Новгород часто надо ездить: и по врачам, и с внуками нянчиться.
— А что же в Тёсово-Нетыльском у вас ни врача, ни фельдшера нет?
— Как же, есть, — поясняет Людмила Алексеевна. — Ничего, внимательный. Послушал меня. Он молодой такой, так ему недавно одна бабуля сказала: оставайся у нас, мы тебе и жену найдём! А у него, оказывается, семья в Новгороде. Ну мы посмеялись, что же.
КОГДА ТЕМЫ нового автобуса и медицины оказываются исчерпаны, Людмила Алексеевна показывает на свою соседку:
— Мы с ней всю жизнь вместе в котельной кочегарами отработали. Работа-то тяжелая. Руками уголь шуровали! Да и погреться только между котлами можно было. Я ещё 8 лет назад на пенсию ушла, а Аня вот только перед Новым годом.
— Но сейчас-то, наверное, легче работать стало? — интересуюсь, памятуя о модернизированных новгородских котельных.
— Куда там! Также лопатой надо в печку уголь кидать. Ну да сейчас там одни молодые работают. Да и где ещё? Нет работы-то в посёлке. Все в Новгород ездят. Опять же хорошо, что новый автобус дали, удобнее им.
На предложение сфотографироваться обе женщины машут руками: куда там, 70 скоро! Да и представиться, смеясь, соглашается только Людмила Алексеевна:
— Тришкина я, пишите, чего уж. Пусть почитают, опять все скажут, что я — болтушка!
АВТОБУС ПРОДОЛЖАЕТ своё движение, на остановках выходят и заходят редкие пассажиры, свободных мест остаётся ещё очень много, но контролёр-кассир Татьяна ГАВРИЛОВА по этому поводу не переживает: так будет только до весны.
— Затем в Рогавку потянутся дачники, — говорит она. — Но вагон ведь на 140 человек рассчитан, да и проход между рядами здесь широкий, всем должно хватить места.
Между тем, миновав заснеженный лес и почти все свои остановки, рельсовый автобус приближается к пункту назначения. Кто-то дремлет, кто-то продолжает начатые ещё на вокзале разговоры («Натолкла пюре, котлет 40 штук нажарила, привезла им, так студент мой за раз пять котлеток умял! — Да, с такой бабушкой не похудеешь!»). И вдруг — прибываем.
У железнодорожной станции Рогавка в это время стоит питерский поезд, поэтому наш вагончик останавливается, не доезжая до неё. Пассажиры спрыгивают в глубокий, чистейший снег и гуськом направляются в посёлок. Через 5 минут снова становится пустынно и тихо, но станционные снега уже не кажутся такими одинокими — через час рельсовый автобус отправится обратно в областной центр.
Артём МИРОН, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области:
— В министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области регулярно поступали обращения от жителей с просьбой возобновить сообщение по железной дороге между Рогавкой и Великим Новгородом. Мы проанализировали ситуацию и приняли положительное решение: с 9 января по этому маршруту следует рельсовый автобус. Такой вид транспорта задействован в регионе впервые.
Рельсовый автобус РА-1 — это современный и комфортный транспорт. В нём установлены две кабины управления, что позволяет возвращаться из конечного маршрутного пункта без разворота. Чтобы изменить направление движения, машинисту нужно просто перейти из одного конца вагона в другой. В поезде созданы комфортные условия для пассажиров: установлены удобные кресла, в вагоне тепло. Состав отвечает всем современным требованиям к дизайну, эргономике и технической оснащённости.