На Святки в деревне Лякова песни пели да сказы слушали
И как иначе? Если в гостях — Александр Маточкин. Приехал налаживать связи между своей деревней Лысцево, что в Тверской области, и нашей Ляковой с её «Староверческим подворьем», что под Крестцами. Сказитель. Он точно такой один. Ходит по Руси. Просто не все об этом знают.
Святки — гладки. Кому последние выходные от зимних каникул, а кому праздник «от звезды и до воды». «Айда по деревне идти да Христа славить!» И пошли, возглашая «славу многу вышнему богу».
«Христос народился!» — надо же, чей-то ребятёнок целый хор превзошёл. Так звонко и красиво выделился. Видно, будет тут и впредь кому славить и колядовать.
«Кто даст пирога, тому двор живота. Кто не даст пирога, тому сивая кобыла да оборвана могила». Ну, это как-то много уже. Хватило бы и кобылы. А не страшно. Наверное, потому что не жадно. Хозяюшки ряженых привечают, наделяют.
Вот и стол полон для рождественских посиделок. Тут пошли рассказы, как девки гадали. Дунька-то так запустила валенок взад себя, что мужичонка, проезжавший мимо, чудом увернулся. А лошадь его не смогла. Так и пала, несчастная. Ой, а в бане-то что было! А что было? Старожилы, это они сюжеты для рассказов, как валенки, подкинули, говорили, что народ, бывало, праздновал ещё и похлеще нынешнего. В чём каялся, конечно.
А потом слово и гармошку взял Александр Маточкин. И часа так на три. Вот не расстаться было. Пусть не всё и не всегда понятно, но сила какая-то есть в старинах этих. Не мы, так предки наши пели это.
Александр Александрович — человек северный. Для него родные напевы — это с Мезени, с Пинеги. Но он и новгородское может. Да и гораздо дальше по карте. Как минимум до города Ливерпуля. Тут, правда, другая «опера», об этом позже.
Про гордость новгородскую — Василия Буслаева — как спел! Былина-то длинна. Поэтому рекомендуем поискать её в Сети. Сказителя, исполнителя этнических песен надо именно слушать. Как передать на словах особенный строй музыки и языка? Могу, конечно, дать краткое содержание какой-нибудь части. К примеру, как Буслай Костю-новоторжина испытывает. Полтора ведра медовухи — стоит. Дубинушкой по головушке — не колыхнется. Такие люди Буслаю — дружинники и лучшие товарищи. И уж сам Буслай-предводитель просто не мог остаться незамеченным русским эпосом.
— Вы, наверное, думаете, что былины исполнялись под гусли? — спрашивал Александр Александрович. — Это кинематограф нам так представляет. На Севере вообще гуслей не знали.
И тут же «реабилитировал» инструмент, вспомнив частушку:
— Я на гусельках игру до смёртушки люблю. Как стану умирать, велю в гусельки играть.
С частушками, кстати, тоже не всё так просто. Они старее, чем нам кажется. И те, что старее, вовсе не такие задорные, как известные нам.
Да и песни русские, которые поёт Маточкин, — совсем не те, что мы привыкли считать народными. Мы не сидим долгими вечерами за какой-нибудь хозяйственной надобностью вроде переплёта сетей (я про рыболовные теперь). И не создаём сообща напев, совершенно не печалясь отсутствием рифмы. Никаких нот, а душа поёт, радуется, и весело ей оттого. Но давеча не то, что нонеча. Хотя…
Вот сказ про то, как Ваня в цари выбился. Замечательное смешение времён. Представляете, Ваня-то про то, что царская дочь замуж собралась, вычитал в газете. Портрет увидел — голову потерял. Но не так, чтобы напрочь. Сумел такие три загадки царевне загадать, чтобы голову свою сохранить и жену с царством приобрести. Ну не смогла она их разгадать. И кто бы смог? «Шёл к тебе путём-дорогою, вижу еда еду ест. А я взял розлабыну вылабындал, да и залабындал!» Переводим: овцы забрались в капусту, а Ваня их оттуда спровадил. Залабындал.
Сказителю, однако, переводчики не нужны.
Александр Маточкин — ещё и филолог, и музыкант-интерпретатор. В его исполнении даже современные авторские песни, что называется, ушедшие в народ, приобретают отчётливый народный колорит. Хоть Цой, хоть другой.
И вот, дойдя до этого места, не вспомнить ли нам про город Ливерпуль? Потому как не пора ль нам, понимаете ль, замахнуться на Пола нашего Маккартни?
Маша, душа.
До чего ж ты, девка, хороша.
Ах, Маша.
Я сохну, я вяну, я блёкну.
Что мне ещё сказать?
Чувствуете размерчик битловской Mishelle? И что ещё сказать? Кто старинные песни да частушки знает, тот без слов не останется.
В Лякове попытались даже уговорить сказителя остаться. Если не вообще, то хотя бы на время. Это было как христианское рождественское благопожелание: тверской-то дом Маточкина недавно пострадал от пожара. Но Александр Александрович полон решимости отстроить себе в Лысцеве новый дом. И по стране он будет ходить. И к нам непременно ещё заглянет.
Как сказала «НВ» директор МБУК «Крестецкая МКДС» Елена НИКИТИНА, уже есть договорённость о следующей культурно-познавательной лекции-концерте.
— Хотим провести эту встречу в Крестцах, познакомить с этим удивительным человеком нашу молодёжь, старшеклассников.
Теги: Крестцы, .Лякова, Александр Маточкин