Великий Новгород и Новгородский район будут дружить коммуникациями
На стратегической сессии по инфраструктуре города и района рассмотрены предложения, направленные на развитие территорий. Кроме муниципальных специалистов, в работе сессии участвовали представители правительства области.
ПЕРВЫЙ заместитель губернатора Евгений БОГДАНОВ, предваряя обсуждение, отметил, что цель агломерации — это повышение качества жизни населения. Даже при решении некоторых, казалось бы, организационных вопросов, например объединении двух «Водоканалов», потребители только выиграют. Бывает же сегодня: люди обращаются по поводу аварии, а коммунальщики тратят время, чтобы сначала разобраться, чья это труба и из чьего кармана должен быть оплачен ремонт.
Агломерация — это не поглощение. Хотя вспоминают о ней чаще всего в контексте вопроса о земле: тесно же городу, где ему строиться? Как ни странно, тесно и на селе. В границах существующих поселений практически нет свободной земли, чтобы, допустим, разрулить проблему льготной очереди на ИЖС. В городе в очереди стоят 1500 льготников, а в районе — 2200. Неслучайно возникают идеи о поправках в областной закон касательно постановки на очередь и, обратите внимание, механизма денежной компенсации. К земельным массивам под ИЖС надо ведь ещё дороги подвести и минимально необходимую инфраструктуру. У поселений таких денег нет.
В своём кратком резюме Евгений Богданов сделал акцент на вопросах транспорта, ЖКХ и образования, которые, как он сказал, надо привести к конкретике в первую очередь.
Обсуждение было живым, заинтересованным. Все бы наши совещания так проходили! Участники сессии, разбившись по группам, штурмовали заданные темы: цифра, бизнес, ЖКХ, дороги, территориальное развитие, образование и культура. Вот лишь некоторые идеи, которые предполагается осуществить:
• строительство качественной дороги протяжённостью около 3,3 километра между Хутынью и Деревяницами через территорию садового товарищества с выездом к мосту через Волхов. Район Хутыни и Зарелья интенсивно застраивается. Работа у всех — в городе. Отсюда — транспортный коллапс на улице Державина;
• строительство новой школы на 800–1000 мест в Трубичине. Для детей из Трубичина, естественно, а также из микрорайонов Великого Новгорода Кречевицы и Волховский. В старых школах, имеющихся в названных микрорайонах, можно было бы сохранить начальные классы. При условии ремонта зданий. Освободившиеся площади были бы отданы под учреждения культуры — на окраинах они тоже нужны. Около 400 школьников, проживающих сегодня в Трубичине, зарегистрированы в Великом Новгороде, потому что там учатся;
• создание пешеходной и велоинфраструктуры на популярных загородных маршрутах, ведущих к Хутынскому монастырю и Рюрикову городищу;
• создание туристических водных маршрутов, соединяющих объекты в городе и районе. В частности, назывались такие маршруты, как В. Новгород — Ондвор, В. Новгород — Рюриково городище — остров Липно.
Есть интересные идеи относительно цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий. Например, это так называемые решения двойного назначения. На самом деле — как минимум тройного. Даже обычный фонарный столб может стать многофункциональным и будет служить как для освещения, так и для сотовой связи, видеонаблюдения и оповещения.
Цена вопроса (точнее — вопросов)? Как раз сейчас идёт этап проработки. Чтобы наполнить предложения конкретикой проектов, определиться с источниками финансирования, сроками реализации. По крайней мере, дальше 2028 года не фигурировало. Это не такой уж «долгий ящик». Практически советская пятилетка.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Александр РОЗБАУМ, мэр Великого Новгорода:
— На мой взгляд, обсуждались вопросы одновременно и перспективные, и реализуемые. Разница — в сроках. Какую ни возьми локацию, это осуществимо. Что-то будет сделано быстрее, что-то позже — в частности, это относится к модернизации систем водоснабжения и водоотведения. Потому что тут надо выходить на федеральные программы.
Олег ШАХОВ, глава Новгородского района:
— Агломерация — прежде всего сотрудничество, учёт интересов друг друга. Люди не требуют невозможного — чтобы в каждом поселении были школа искусств и спортивный комплекс с бассейном. Это есть в городе. Но детей туда нужно отвезти. Для этого нужна транспортная доступность — нормальная дорога, тротуар, уличное освещение. Чтобы дети были в безопасности.