Вторник, 03 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Микроны Мономаховичей

Раскопки в Георгиевском соборе, начатые десять лет назад, выявили огромное количество фрагментов росписей XII–XIII веков.

Раскопки в Георгиевском соборе, начатые десять лет назад, выявили огромное количество фрагментов росписей XII–XIII веков.

Фото: из архива «НВ»

Сколько афганского лазурита понадобилось для росписи Георгиевского собора?

Недавно в Великом Новгороде прошла международная научная конференция «Архитектурная археология: материальный мир древних памятников». Как отмечалось, особой темой форума стал Георгиевский собор Юрьева монастыря. При том, что речь шла о предварительных результатах комплексного изучения фресок из раскопок собора, начатых экспедицией Института археологии РАН под руководством доктора искусствоведения Владимира Седова в 2013 году.

Открытие командой Седова ценнейшего материала, причём в огромном количестве, стало, без преувеличения, научной сенсацией.

— Самый большой вал находок был в 2014–2015 годах, — рассказала доктор искусствоведения Ольга ЭТИНГОФ. — Когда подняли полы и оказалось, что под ними — подсыпка из фресок почти метровой толщины. Началась реставрация, найденные фрагменты постепенно очищались, стало ясно, что перед нами — замечательные художественные произведения XII–XIII веков. А замечательны они высоким мастерством исполнения, что в свою очередь связано с тем, что заказчики собора — из рода Мономаховичей, потомки императора Константина Мономаха, тесно связанные с Константинополем. Тут вполне могла работать или смешанная артель, или чисто византийская. При этом найденные фрагменты хорошо сохранились.

Парадоксальная ситуация: то, что было варварски сбито со стен в 1820 году, оказалось защищённым от новых записей и искажающих реставраций, каких было немало в стране в XIX и начале XX века. Примером тому — Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Там — поразительная сохранность всей системы росписей. Но, увы, они сильно пострадали от грубых реставраций. То же можно сказать о Киевской Софии. В случае же Георгиевского собора Юрьева монастыря повреждения носят механический характер, но сама живопись — в гораздо лучшем состоянии.

По словам Ольги Евгеньевны, собранные в процессе реставрации фрагменты представляют большое количество вариантов личного письма. Лица святых — наиболее сложная часть фресок.

А будет, возможно, ещё интереснее. Реставрация продолжается. И находки вовсе не закончились. Новые пробные раскопки возле собора позволяют рассчитывать на значительное пополнение «коллекции».

— И мы этого радостно ждём, — резюмировала Ольга Этингоф.

Продолжаются исследования с применением новейшего оборудования. Открытие в области археологии стимулировало развитие научно-технологической базы.

— Анализ фресок с точки зрения материаловедения с применением точных методов изотопных исследований позволил структурировать состав раствора, пигментов, — пояснила учёный секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина ВДОВИЧЕНКО. — В частности, проследить путь лазурита, попадавшего в Новгород из Афганистана. Месторождение этого ценнейшего минерала было известно ещё с дохристианских времён.

В одном из докладов, сделанных на конференции, на основе изучения письменных источников Средневековья было высказано мнение, что, по всей видимости, лазурит продавался уже растолчённым и перемещался в виде порошка. Мука стоит дороже зерна, это понятно. Интересно, сколько же могло понадобиться лазурита для росписи Георгиевского собора?

— Хороший вопрос! — продолжила Марина Вдовиченко. — Мы посчитали, что содержание лазурита в росписях собора составляло семь процентов. Это слой около пяти микрон — 0,05 миллиметра. С учётом площади, которую занимали фрески, получается, что в Новгород должно было быть завезено около 9 литров лазурита. Это только для Георгиевского собора. Было бы великолепно перевести это ещё и в денежный эквивалент, но такой возможности у нас пока нет.

В известном смысле Георгиевский собор дал толчок и развитию международного научного сотрудничества. Обмен информацией, личные контакты — это расширяет горизонты, взаимно обогащает, даёт возможность для сравнения, анализа, новых решений. И такие примеры были на прошедшем форуме «архитектуры с археологией». Допустим, не единожды бывавшая в Великом Новгороде, сотрудничающая с Институтом археологии РАН известный итальянский специалист Алессандра Джиумлиа-Маир выступила с докладом «Сравнение византийских пигментов: Новгород и Аквилея». Аквилея — древний город на севере Италии.

А вот Балаш МАЙОР, директор Института археологии из столицы Венгрии Будапешта, к нам приезжал впервые.

Итальянский специалист Алессандра Джиумлиа-Маир – за исследованием новгородского памятника. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Господин Майор, в чём ваш научный интерес на данной конференции? 

— В нашем институте как отдельное направление изучается история до прихода венгров в Европу. Как известно, они мигрировали с востока. И в этой связи изучается культура славян, с древности проживавших на территории современной Венгрии. У нас довольно тесные связи с российскими учёными, но до сих пор это были научные центры восточнее Великого Новгорода, например Пермский университет. Мои коллеги и студенты, владеющие русским языком, участвовали в совместных археологических экспедициях.

Пора осваивать и наш северо-западный маршрут? 

— Я бы не сказал, что он совершенно не освоен. В Средние века у Венгерского королевства были контакты с Новгородской республикой. Это касалось даже военной поддержки. Напомню, что после раздела Европы на католическую и православную Венгрия оставалась территорией, свободной от религиозного противопоставления. Например, недалеко от Будапешта есть православная лавра — вырубленный в скале монастырь, основанный русскими монахами. Мы изучаем православную культуру, а любая фресковая роспись требует обращения к византийским традициям. В Стамбуле (бывшем Константинополе) их практически не осталось. Обращаемся к палестинским, кипрским образцам, работаем в Сирии. Ну и, конечно, в России. Для меня лично стало открытием, на каком хорошем уровне у вас в Новгороде исследуют фрески. Прежде всего с точки зрения технологии. Мы довольно далеки друг от друга географически, но научные интересы нас сближают.

* * *

Иностранные коллеги отмечали, что в Европе недостаточно информации о российской археологии и редко представляется возможность пообщаться с россиянами. Что же, Великий Новгород отчасти это упущение компенсировал.

Теги: археология, история, Новгородская область

РЕКЛАМА

Еще статьи

Врио губернатора Александр Дронов вручил активным участникам территориального общественного самоуправления знак «Отличник ТОС Новгородской области».

Пример созидательной активности

Александр Дронов поддержал идею проведения творческого фестиваля ТОС в 2026 году

28.05.2025 | Регион

На выставке «Квартира коллекционера» были представлены работы  25 художников в разных стилях и форматах: от абстракции до ассамбляжа.

Богема на территории завода

Городское творческое пространство в Великом Новгороде собирает аудиторию на модные встречи

28.05.2025 | Регион

Почётную грамоту губернатора Новгородской области из рук врио губернатора Александра Дронова получил Андрей Игнатьев.

Хранители времени

Новгородский музей-заповедник принимает поздравления со 160-летием

21.05.2025 | Регион

Города меняются для нас

В Новгородской области продолжается голосование за общественные территории для благоустройства в 2026 году

21.05.2025 | Регион

Инфографика Елизаветы ДЁМИНОЙ

Южный гость

На шимских полях изучают потенциал растения из субтропиков — мискантуса

21.05.2025 | Регион

Когда Валду нашли, ей было всего два–три дня от роду.

Дом для Валды

На лосиной ферме «ВАрту» в Боровичах обживается новорождённая лосиха

21.05.2025 | Регион

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 28.05.2025 года

РЕКЛАМА