В субботу, 16 августа, в Тёсово-Нетыльском было горячо: людно, шумно, страшно, очень нервно и трогательно… Спустя три года на тёсовскую землю вернулся исторический фестиваль «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия». В этом году он прошёл уже в 11-й раз и традиционно был посвящён героическим событиям Великой Отечественной войны — мая-июня 1942 года, когда бойцы, преданные своим руководством, до последнего бились за то, чтобы выйти из немецкого окружения.
Читать исторические справки и свидетельства того времени — тяжело, смотреть реконструкцию — местами невыносимо. Но необходимо.
Фестиваль вернулся на новгородскую землю в середине августа и в обновлённом формате. Он объединил три кластера: исторический, технический и творческий. Были и показ ретротехники, и отличные концерты групп «АПМ» и «Фильм», но основным событием дня, конечно, стала масштабная военно-историческая реконструкция с участием трёх сотен увлечённых человек. География реконструкторов впечатляет — от Мурманска до Ростова-на-Дону и от Калининграда до Новосибирска.
Зрители — завсегдатаи фестиваля — знают, что приезжать на место нужно заранее. Но не только для того, чтобы занять самые выгодные для обзора места, не менее важно и интересно пообщаться с участниками, послушать байки из жизни увлечённых людей, прикоснуться к другому миру. Потом, уже после боя, все они перегорят, расслабятся, а на старте сосредоточены и напряжены. Ждут.
Вот и врио губернатора Александр Дронов вместе с детьми приехал задолго до начала действа. О том, как шла подготовка локаций фестиваля, им рассказал директор музея Тёсовской железной дороги Алексей Помигуев. Он подчеркнул, что такие мероприятия дают толчок развитию и самого музея.
Александр ДРОНОВ, врио губернатора Новгородской области:
— После трёхлетнего перерыва организаторы предложили провести фестиваль вновь. У меня не было ни минуты сомнений — нужно делать! Мы обязаны хранить и передавать будущим поколениям историческую правду о Великой Отечественной войне.
Как прикажет Родина
Петербуржец Лев МИНАЕВ, нынче офицер 32-го пехотного полка вермахта, приехал в Новгородский округ своим ходом на немецком мотоцикле «БМВ» тех времён. Технику поисковик-реконструктор собрал из аутентичных деталей. Ни один фестиваль в Тёсово-Нетыльском не пропускает, каждое мероприятие для него — большая честь.
— Даже ради одного ИЛ-2 в синем новгородском небе участвовать и гордиться своим участием стоит. Ведь это — уникальная возможность увидеть единственный в мире летающий экземпляр такого самолёта! А вообще за 35 лет в реконструкции я посетил больше тысячи разных площадок и фестивалей: иногда выходило по два-три мероприятия в месяц. В зависимости от того, как Родина прикажет, в смысле — организаторы реконструкции, выступаю на стороне вермахта или РККА. Нынче я немец, ведь во Второй Ударной не было мотоциклов, а у немцев были. И у меня есть. Отыгрываем поставленные задачи от и до, во время реконструкции не видим зрителей, ничего не видим — так проживаем происходящее. Мой дед прошёл две войны. Как же я могу относиться к этому спокойно?

Памяти предков
Уже не первый год на площадке фестиваля среди потёртых красноармейцев, уставших санитарок и измученных беженцев мелькают с иголочки одетые фрау и фройлен из Германии: медсёстры европейского «Красного Креста». Их работу реконструирует военно-исторический клуб «Вольный Союз Сестёр Милосердия» из Санкт-Петербурга. Как рассказала участница клуба Ирина КЛАНОВЕЦ, сегодня у них своя роль в исторической постановке. По легенде сестёр перебрасывают в другой лазарет, машина с вещами уехала вперёд, а они отстали. Притормозили починиться и пообщаться с немецкими солдатами. Тут-то на горизонте и появляется наш ИЛ-2. Немецкие дамы, разумеется, в панике…
— В реконструкцию я пришла более 15 лет назад. Уже были женщины, изучающие работу медсестёр РККА, но тех, кто занимался германскими женщинами, практически не было — это было интересно открывать. Оказалось, что передо мной отдельный огромный пласт. Тема очень обширная. И поле не пахано, — говорит Ирина. — В идеале немецкие женщины работали в условиях госпиталя, но так как ситуация на фронте со временем ухудшалась, их перебрасывали ближе и ближе к линии фронта. Например, в Сталинграде целому немецкому госпиталю забыли дать команду на отход, и они попали в плен вместе с армией Паулюса.
Но вернёмся ко Второй Ударной и будем честны… Ровно в тот момент, когда на горизонте появился тот самый ИЛ-2, следить за судьбой немецких сестёр милосердия стало уже не интересно.
Красавец в небе приковал к себе всё внимание зрителей: дети визжат, взрослые в восторге, реконструкторы на пике формы. После пяти заходов на цель «летающий танк» помахал бойцам на поле крыльями и исчез за лесом.
И снова в атаку поднимаются красноармейцы, падают, опять бегут, строчит немецкий пулемёт, разрываются гранаты. Пригибаясь к земле под пулями, к поданному составу бегут местные беженцы — с тюками, иконами, плачущими детьми. И зритель внезапно понимает, что челюсти сжаты, сжаты кулаки, всё тело напряжено и смотреть за происходящим отстранённо, как за спектаклем, просто невозможно. Память предков, может быть?

Искусство погружения
Когда смолкают последние выстрелы и затихает пульс минуты молчания, тысячи гостей фестиваля выдыхают: всё.
Толпа зрителей выбирается на поле — искать гильзы и другие трофеи, русский треплет по плечу немца, организаторы наконец-то могут позволить себе улыбку. Получилось!
— Мы очень рады, что спустя три года фестиваль возвращается на новгородскую землю. Тёсово-Нетыльский для наших задач подходит идеально: здесь есть такая же узкоколейка, как шла из Мясного Бора на Финёв Луг в 1940-е годы, есть удобное поле. А главное, благодаря нашим встречам развивается и посёлок, — объясняет председатель оргкомитета фестиваля Павел ЖЕЛТОВ. — За эти годы мы получали массу просьб от зрителей и в первую очередь от подрастающего поколения вновь провести такой интерактивный урок истории. Сегодня всё сложилось! Вернулись мощно: добавили больше пиротехники и бронетехники. Когда мы только начинали фестиваль, реконструкции шли в апреле-мае. На тот период ситуация была не столь трагичной: наши бойцы могли выходить из окружения по существовавшему узкому коридору. К лету он был перекрыт — соответственно, теперь реконструкция выглядит более драматичной, но такова историческая правда. Когда ты выступаешь организатором большого фестиваля, для тебя погружение в историю менее важно. Важнее сделать так, чтобы участники и зрители максимально всё прочувствовали. И мы к этому стремимся.
Фестиваль реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и ПАО Сбербанк.
Теги: Тёсово-Нетыльское, фестиваль, Забытый подвиг















