Понедельник, 08 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Чудо обретения

Икона из церкви Бориса и Глеба в Плотниках, пропавшая в годы войны, вернулась домой

В рамках межмузейного обмена в Новгороде экспонируется икона «Святые равноапостольный князь Владимир

В рамках межмузейного обмена в Новгороде экспонируется икона «Святые равноапостольный князь Владимир

Фото: НГОМЗ

Вернулась не навсегда, а на год, в рамках межмузейного обмена — проекта Новгородского и Псковского музеев-заповедников. Но всё же это знак, событие неординарное, удивительное. Ведь с тех пор как оккупанты вывезли новгородские ценности, прошло более 80 лет. И на протяжении нескольких десятилетий о судьбе иконы «Святые равноапостольный князь Владимир и благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в житии» не было известно ровным счётом ничего.

Икона — выдающийся памятник новгородской иконописи XVI века. Согласно надписи, расположенной в нижней части средника, она была написана в 1545 году.

— Вероятнее всего — в мастерской, связанной с именем новгородского архиепископа Макария, — рассказывает Юлия КОМАРОВА, хранитель фонда древнерусской живописи НГОМЗ. — Лучшими мастерами, трудившимися при Софийском соборе. Автора нет — имя его неизвестно. Но есть все особенности Макарьевской школы — изящные пропорции фигур, лёгкий, подвижный рисунок, тонкость и тщательность исполнения житийных клейм, изысканные цветовые сочетания. Иными словами, в этой иконе воплощены все лучшие качества новгородской иконописи первой половины XVI столетия.

Это храмовый образ. В 1536 году на основании старой одноглавой каменной церкви 1377 года был построен новый пятиглавый храм, и для него написали икону.

Путями неисповедимыми

К началу Великой Отечественной войны икона находилась в коллекции Новгородского музея. Как известно, эвакуировать удалось далеко не все сокровища нашей культуры. Немцы вывозили их эшелонами. Самый западный из древнерусских городов стал тогда чем-то вроде главной перевалочной базы, где похищенное собиралось, а потом отправлялось в Германию. Псков — Рига — замок Кольмберг в Баварии — таким был маршрут, которым проследовала и новгородская икона с изображением святых князей.

После разгрома фашистской Германии Кольмберг оказался в американской зоне оккупации. Союзники вернули советской стороне культурное достояние, вывезенное нацистами. Мюнхен — Берлин — Москва — Новгород…

Да, теперь уже Новгород стал тем пунктом, откуда ценности распределялись по принадлежности. К нам тогда попали иконы из довоенных коллекций не только Пскова и Ленинградской области, но даже Минска и Киева.

Уже через месяц после прибытия памятников искусства, в январе 1948 года, более 300 икон были отправлены Пскову. Затем происходил отбор наиболее ценных произведений для реставрации в столичных мастерских — ГЦХРМ.

Николай Померанцев, командированный в Новгород специалист, отобрал порядка 180 икон. Реставрация — дело не скорое. Возвращались иконы по составленным актам. Так в Новгороде оказалась часть псковских икон. А некоторые новгородские в результате произошедшей путаницы остались в Пскове.

Почему так произошло именно с иконой из церкви Бориса и Глеба в Плотниках? Есть две очевидные причины: на иконе не было новгородской маркировки, в то же время была немецкая — с буквами PL. Сокращение от немецкого названия Пскова — Pleskau.

Вплоть до 2000-х годов икона находилась в фондах Псковского музея — пока его сотрудник заслуженный работник культуры Ирина Родникова не открыла в ней «бесследно пропавшую новгородскую святыню». После чего икона была отправлена на реставрацию в Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина, где постарались вернуть памятнику его первоначальный вид. Дело в том, что в XIX веке икона поновлялась.

Нет ближе древнерусских городов, чем Новгород и Псков. Сотрудничество наших музеев, а на снимке вы видите
их руководителей Сергея Брюна и Светлану Мельникову, – тому пример. Кстати, выступивший на открытии выставки
клирик Софийского собора Святослав Цхай учился в Пскове. Фото НГОМЗ

«А царь-то ненастоящий!»

Кстати, с этим связана ещё одна путаница в её судьбе — не столь уж крупная, но тем не менее. На открытии межмузейного проекта «Обретённые святыни», в рамках которого в экспозиции древнерусской живописи в здании Присутственных мест представлена привезенная из Пскова икона «Святые равноапостольный князь Владимир и благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в житии», новгородский историк Игорь Анкудинов обратил внимание на надпись в нижней части средника над клеймами. «Лета 7053 написана бысть святая икона при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче и при архиепископе Феогносте повелением раба Божия Никифора, а возобновлена в лето от Рождества Христова 1839 года». Если икона написана в 7053 году (то есть в 1545-м), то Иван Грозный ещё не был царём, поскольку он венчан на царство в 1547-м. К тому же архиепископом тогда был не Феогност, а Феодосий.

Объясняется «описка» просто. Реставраторы не нашли более ранней надписи и оставили всё как есть. Как было сделано при поновлении.

Литургия памяти

А надо ли исправлять ошибки, допущенные после возвращения икон из Германии? Сегодня такой вопрос уже не стоит. Генеральные директора Новгородского и Псковского музеев Сергей Брюн и Светлана Мельникова свою генеральную линию обозначили чётко: после тех страшных потерь, которые причинила война, возвращение памятников в Россию — это уже чудо и счастье. И главное — не здания, а тёплые, заботливые руки.

Сергей Павлович напомнил, что мы по-прежнему живём в год 80-летия Великой Победы. И в череде событий, связанных с этой датой, выставка «Обретённые святыни» занимает своё особое место. И пусть центр экспозиции, её смысл — одна икона, это многозначное событие. Литургия памяти продолжается.

Заметим, что инициаторами проекта обмена стали псковичи. И неспроста Светлана Евгеньевна пожелала, чтобы это было подхвачено и другими музеями.

— Наши памятники есть в музеях

Москвы и Санкт-Петербурга, — сказала она. — Мне очень хочется, чтобы на Псковщину прибыла икона «Илья пророк в пустыне». Ведь Илья — покровитель десантников, а какая сейчас роль по защите Отечества у нашей 76-й дивизии, вы тоже знаете. Такие памятники дают нам силы во всех испытаниях.

Что ж, новгородцам тоже есть о чём помечтать, им тоже хотелось бы с некоторыми своими памятниками, украшающими столичные коллекции, познакомиться поближе. И будем дружить со Псковом. Туда сейчас отправлена икона «Деисус с предстоящими свв. Варварой и Параскевой». Икона датируется первой четвертью XV века и происходит из церкви Святой Варвары в Пскове. После возвращения через Музейный фонд в 1948 году она попала в собрание Новгородского музея. В 1963–1965 годах реставрировалась в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.

Теги: икона, церковь Бориса и Глеба в Плотниках, музей-заповедник, Великий Новгород

РЕКЛАМА

Еще статьи

Главное — быстро реагировать

Главное — быстро реагировать

Работу всех служб в зимних условиях обсудили на оперативном совещании областного правительства.

03.12.2025 | Регион

Вода, газ, тепло

Вода, газ, тепло

В 2026 году жителей области, как и всех россиян, ждёт двухразовая индексация тарифов на коммунальные услуги

03.12.2025 | Регион

Имя — как знамя. Суворов с нами!

Имя — как знамя. Суворов с нами!

В Кончанском отметили 295-летие со дня рождения великого полководца

03.12.2025 | Регион

Город звучащий

Город звучащий

Музыкальную историю Великого Новгорода гостям и горожанам расскажет новый аудиоспектакль

03.12.2025 | Регион

В движении

В движении

ВСМ поможет увеличить туристический поток в Новгородскую область

26.11.2025 | Регион

Прогулка по городу

Прогулка по городу

Для Набережной реки Гзень в Великом Новгороде хотят разработать концепцию благоустройства

26.11.2025 | Регион

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА