Конференция — трёхдневная, продлится до 29 января. Около 60 докладов. Традиционно первый день посвящён итогам полевых исследований (археологический сезон 2025 года), затем следует аналитика. Вот её-то послушать ещё не поздно.
Неспроста в названии конференции неизменно присутствует «Новгородская земля». Вот сегодня был доклад «Курганы каменного века» у села Кончанско-Суворовское. Наверное, даже Александр Васильевич, если мог, пришёл бы послушать. А завтра обещано выступление по теме «Палеосоматологическая характеристика населения Старой Руссы XIV–XV веков». Ну-ка, ну-ка, что за люди эти рушане?
География участников и тем не исчерпывается границами нашего региона. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Тверь. А вот и Старая Ладога в программе с «новыми находками древнерусского золотного шитья». И хорошо: шитьё украсит конференцию, а статус древнерусской столицы останется всё-таки у нас.
Да, Новгород, как обычно, — в центре внимания. И это неизбежно, ведь изучение новгородского культурного слоя — общероссийский и даже мировой тренд. Достаточно было бы одной только печати князя Ярослава, чтобы признать прошлый сезон исследований очень успешным. Как всегда, самое интересное ещё впереди. Сколько процентов культурного слоя исследовано? Маловато, маловато будет.
Но и сама археологическая конференция как научное мероприятие по-своему удивительна. Вот уже 40 лет. Каждый год. Непрерывно. В мире чёрт-те что. В 1991 году Союз рухнул. А у них — всё по расписанию: пятницы да конференции. И великолепное прошлое. И всё это время главная организующая роль принадлежит Новгородскому музею-заповеднику.
Илья МЕЛЬНИКОВ, заместитель по науке генерального директора НГОМЗ:
— На самом деле новгородских конференций у нас три, есть ещё «Письменность и книжность», «Искусство и реставрация». Они, напомню, проходят с периодичностью через год. И только археология — это открытие каждого года. И каждый раз по завершении конференции выходит сборник, в котором представлены научные сообщения и доклады. Таких сборников сейчас уже 38.
В будущем музей планирует единое периодическое издание, в которое входили бы материалы всех трёх конференций. История едина. А уже изданное музей намеревается сделать доступнее. Материал оцифровывается и вносится в базу РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).
Как отметил Илья Мельников, именно накопление материала и системность работы археологов являются залогом научных прорывов, поводом для возможного пересмотра концепций.
— Допустим, долговременное изучение Рюрикова городища позволило предметно взглянуть на вопросы о роли скандинавов в становлении Руси, о происхождении Рюрика…

ГОВОРЯТ АРХЕОЛОГИ
Михаил ПЕТРОВ: «Новгородскую конференцию я посещал ещё школьником, потом студентом. Для меня она сама как явление истории. Как одна из старейших в России. Уникальность уже в том, что очень трудно с чем-то сравнить».
Елена ТОРОПОВА: «Это отличная площадка для подготовки кадров. Хорошо помню, как Евгений Николаевич Носов приструнивал нас, студентов, говоря: «Не опаздывать! И слушать всё!» И я сама теперь прошу своих студентов не упускать такую возможность».
Алексей АНДРИЕНКО (сейчас — главный хранитель НГОМЗ): «Мой первый доклад был спустя год после окончания университета. Волновался, конечно. Но мне очень помогла заинтересованная и доброжелательная реакция коллег».
И «примкнувший к ним», бесспорно, самый грамотный исследователь (он же «расшифровывает» найденные берестяные грамоты) Алексей ГИППИУС: «Участвовать в новгородской конференции считаю своим долгом. По степени интереса, вызываемого у археологического сообщества, — это что-то чрезвычайно яркое. На этом выросло уже несколько поколений исследователей. Честь и хвала Новгородскому музею, поддерживающему традицию».















