В Боровичском районе будет восстановлен храм Святой Живоначальной Троицы, построенный Суворовым
Хорошая все-таки вещь — служебная «десятка». Нам крутых не надо. Нам доехать. XXI век, каких-то 30 с небольшим кэмэ от райцентра, а не каждый день преодолеешь. Если на автобусе, рейсы-то сокращены.
Вот и Сопины, село неподалеку от гораздо более известного Кончанско-Суворовского. «Ой, направо надо было!» — спохватывается наш проводник Маргарита СЕМЕНОВА. Она — бывший учитель, уроженка деревни, мотор сопинских усилий по возрождению «суворовской» церкви. Водитель сдает назад, машина берет подъем с трудом. Здесь вам не равнина, здесь климат иной.
Выйдя у церкви, непривычно, не по-новгородски, проваливаемся в снег — его тут явно побольше. Маргарита Владимировна отпирает кованую дверь — родная, суворовская еще! Предлагает поставить свечи, она их предусмотрительно взяла с собой.
У стен — несколько иконок. Святые Зосима и Савватий, пророк Илия, во имя которых названы приделы. И... Да-да, лик самого Александра Васильевича. Православный люд не первый год уже ожидает и надеется, что он будет причислен к лику святых.
Накануне
Окна, закрытые поликарбонатом, неровный каменный пол, голый кирпич стен. Но сверху над алтарём есть луковица, а над нею крест. И над колокольней. Там восстановлена лестница, подвешен колокол. Только трапезная, соединяющая собою храм в единое целое, все еще открыта всем ветрам и снегам.
Всё, что уже сделано, — заслуга неравнодушных людей. Отойдешь от церкви, оглянешь ее всю, и ясно, как божий день, что работы еще тут... Но почему-то думается, что всё будет хорошо.
Мы вот с Маргаритой дорогой о вере заговорили. Я ей: мол, трудно современному человеку в этом рациональном мире, в сомненьях он. А она: «Не надо мудрствовать. Надо верить. Вот я, например, верю, что этот храм будет восстановлен».
Она и раньше верила. Я это к тому, что теперь надежды велики как никогда. В августе прошлого года Сопины посетил Андрей НИКИТИН, тогда еще исполняющий обязанности губернатора. Андрей Сергеевич подключил московский Клуб лидеров (объединение успешных предпринимателей). Кстати, один из членов этого клуба, Андрей ПАВЛОВ, как выяснилось, имеет здешние корни. В Сопинах был детский дом, его родители там жили и воспитывались. Словом, буквально на глазах перспективы возрождения становятся все отчетливее.
В жизни нет ничего случайного. Одно только имя Суворова — это шанс, которого у иных других сельских храмов, вопиющих о спасении, может и не быть.
Мир вам
Александр Васильевич не только в баталиях был велик. Попав в опалу, сосланный, невзирая на все его заслуги, в новгородскую глубинку, Суворов нимало не согнулся под тяжестью обид. Человек деятельный, он сразу же начал устраивать жизнь — свою и здешнего населения. В первый же свой год в Кончанском он строит деревянный домовой храм. А на следующий 1785 год велит заложить большую каменную церковь в соседнем селе Сопины.
Поводом к тому послужили крестьянские распри. Сопинские не пускали кончанских в единственную в селе деревянную церковь Рождества Богородицы. Самим места мало! До драк доходило! По нынешним временам — дело немыслимое. Ни набожности той старинной нет столько в людях, ни самих их столько нет.
Так вот, генералиссимус, прослышав о «боях» за храм, немедленно распорядился о строительстве нового. Из приказа Суворова по новгородским вотчинам: «...назначено оброк со всех вотчин — 3000 рублей — авансом на два года вперед отдать вкладом на постройку Сопинской церкви...». Тем самым Александр Васильевич сам себя поставил в затруднительное материальное положение. Но о стройке радел до победного. Правда, на освящении церкви, а оно состоялось в 1800 году, присутствовать уже не мог. Несколькими месяцами ранее этого великого человека не стало.
А храм служил людям. И памяти о своем строителе. Радовал изяществом форм. Его главный иконостас представлял копию иконостаса домовой церкви Зимнего дворца в Петербурге.
В 1900 году к 100-летию со дня кончины генералиссимуса ремонтировались построенные им храмы. Государь император Николай II выделил 4000 рублей на капитальный ремонт церкви в Сопинах.
Что-то не так
За церковью — кладбище. Тоже старинное. Закрытое в конце 1940-х годов. «Вот там похоронены купцы Филатовы», — показывает Маргарита Семенова.
Я вижу только холмики, заметенные снегом. Она уверяет, что сейчас потомки всерьез обеспокоились восстановлением захоронения. В их числе — Елена Ахмедова, архитектор, автор модели Троицкой церкви. Ну и сопинская дачница к тому же.
Дачников в селе больше, чем коренных. Непроизводительное оно нынче. Аж пять полковников имеется. А корову в селе держат в одном лишь хозяйстве. Всего — около 70 домов, постоянных жителей — человек двадцать. Большинство приезжих никакого потомственного отношения к этому селу, вроде, не имеют. Но как-то так вышло, что многие из них, надышавшись здешним воздухом, налюбовавшись местными красотами (как здорово осмотреться окрест с колокольни — изумительные пейзажи!), заинтересовались и сопинскими корнями. Иным стала являться мысль, что это не есть хорошо, когда у тебя дома «всё путём», вроде, а рядом храм пропадает.
Несколько лет назад петербуржец Михаил Миловидов, сагитировав родню, обкосил траву, убрал мусор из церкви и повесил замок.
Набат души
Года три прошло. Столичный бизнесмен Владимир АНДРЮШИХИН взялся за дело. Правда, Владимир Васильевич — москвич очень даже здешний. Дедов дом у него тут. Сам родом из Боровичей.
«Все каникулы в деревне прошли, — вспоминает он. — Мальчишкой еще лазил на эту колокольню. Давно это было, но лестница еще была — хлипкая уже, ступеньки не все. Но нас ведь не остановишь!».
И вот больно стало смотреть. В 1993 году смерч пронесся. Рассказывают, что рыбаки на лодке как на «ракете» неслись. Лошадь подняло и понесло над полем! Отошло село от страхов, а церковь совсем уж в беде осталась. Раньше-то ели да сосны большие стояли. Переломало, выворотило. «Лесовал» потихоньку гнил. Пошли в рост «сорные» лиственные породы. И стояла уже церковь, как в джунглях индийских.
Андрюшихин как раз и подремонтировал колокольню, луковичку с крестом воздвиг над храмом.
«Сначала я справки навел: а можно ли? — говорит Владимир Васильевич. — В боровичской администрации мне сказали, разве что у родственников Суворова следует спросить. И я даже начал поиски. А потом понял, что никто мне тут ничего не запретит. Съездил в подмосковное Рождествено, там тоже Суворов построил церковь, а Святослав Федоров, знаменитый глазной врач, ее восстановил. А в Сопинах моих гибнет...».
Ремонтом занимался в основном его сын Игорь. И строительную группу Владимир Васильевич прикомандировал — Владимира Моисеева, Романа Максимова, Вячеслава Никифорова.
Как радостно было услышать первый звон колокола!..
Возрадуйтесь, отче
В 2012 году была образована инициативная группа по восстановлению Троицкого храма. Эстафету приняла Маргарита Семенова. В 2013-м прошли первые субботники по расчистке храма и прилегающей к нему территории. Тяжелая была работа. Откликнулись дислоцированные в Боровичах военные. Сами сопинские жители. И потихонечку, потихонечку...
Тогда же прибрались и на кладбище. «Очень хотелось найти могилку священника Льва Матвеева, — признается Маргарита Владимировна. — Но так и не удалось».
Батюшка Лев — ревнитель храма Святой Живоначальной Троицы. Последний его настоятель. Устроитель в Сопинах больницы имени Иоанна Кронштадтского. А также — учительской школы. В 1902 году ее попечителем стал праправнук полководца по линии дочери Суворова Натальи Александр Зубов, оказывавший значительную поддержку. Интересно, что в учительской школе особое внимание уделялось земледелию. Лев Федорович считал необходимым просвещение крестьян, необразованных во многих практических вопросах ведения сельского хозяйства. И тем был подобен Суворову своего времени. Ведь Александр Васильевич, поселившись в Кончанском, постарался склонить местных крестьян к выращиванию картофеля, считавшегося в народе «чертовым овощем». «Кушайте картошку, она вкусна, сытна и полезна», — говаривал им Суворов.
После революции батюшка Лев не раз попадал в расстрельные списки. Но бывшие ученики, оказавшиеся на советской работе, его неизменно оттуда вычеркивали. Он умер в Сопинской больнице, так же тихо его похоронили...
Неутихающая деятельность инициативной группы — сбор исторической информации о храме, обращения к властям — духовным и светским — имела следствием привлечение все большего и большего внимания к сопинской церкви.
Знаковое событие состоялось в 2015-м. То был год сразу двух памятных дат — 285-летия со дня рождения А.В. Суворова и 215-летия со дня освящения храма. 25 ноября по благословению епископа Боровичского и Пестовского Ефрема при большом стечении народа была совершена панихида о великом полководце. Через год с небольшим епархия примет на себя ответственность за дальнейшую судьбу храма, взяв его в долговременное пользование.
Здесь мой дом
Заглянули в соседнее Кончанское, присоединившись к одной из тургрупп. Ровно на том месте рассказа экскурсовода о том, как Суворов встречал своих гостей, независимо от их ранга — пятьюдесятью граммами водки и черной редькой, протертой на мелкой терке и сдобренной маслом и солью. Само собой, рецепт Александра Васильевича имел успех. Как и рассказ про суворовскую любовь к чаю. А чай тогда стоил 5 рублей за фунт. Корову купить можно было за такие деньги!
Экскурсовод, она же — редактор электронных баз данных музея Евгения ПОЛИКАРПОВА, раньше жила в Питере.
«Я была, как все, — говорит она. — Хотела из своего Волхова в Питер — уехала! Получила образование. У меня была хорошая работа, я жила в хорошем районе. А радости не было».
Что такое сердце и как объяснить его зов? Сопины — это бабушкин дом. Так ведь много у кого бабушки по деревням. А вот ей другого дома и не надо: «Мне здесь счастливо, мирно и спокойно. Только здесь. Отсюда я уже никуда не уеду». И это нам говорит молодая мама двух ребятишек.
Конечно, мне хотелось спросить ее про церковь.
«Если честно, не могу назвать себя человеком воцерковленным, — начала Евгения. — Но я вижу, как она объединяет, заставляя бросать свои дела и идти со всеми. И мне тоже радостно делать что-то не для себя лично, участвовать в этом общем порыве».
Она помнит бабушкины рассказы, как жили раньше. Да жизнь просто кипела! И в страду, и в праздник. Какие были гармонисты!..
Само собою как-то так получается, что церковь, еще не восстановленная, уже претендует на центр села. И очень может быть, что потянет за собою не только, извините за выражение, турпоток. Конечно, возрожденная Троицкая церковь будет посещаема. Считанные минуты ехать в Сопины из Кончанского с его музеем. Это сейчас никого не поведешь под таблички, предупреждающие об опасности, — рискованно. И стыдно, пожалуй. Но кто знает, может, кому-то еще захочется остаться тут навсегда. Есть притяжение у этих мест. Не зря Суворов, мечтавший в ссылке о возвращении к государственным делам, очень хотел потом вернуться в свои боровичские пенаты.
КОММЕНТАРИЙ
Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский:
— Очень радостно, что всё устроилось наилучшим образом: мысли и воля многих людей, простых и облечённых властью, направлены на то, чтобы восстановить этот храм. Готовится проектная документация. Надеюсь, за средствами дело не станет. Личное участие губернатора Андрея Никитина, с которым мы вместе ездили в Сопины, — тому порукой. Таких храмов, суворовских, в сегодняшней России немного. Все уже восстановлены.
Настал и наш черёд потрудиться. Молимся каждый день, чтобы Господь даровал нам церковь Святой Живоначальной Троицы во всем её великолепии. Я вижу её, представляю, любуюсь ею. Знаю, что у такого храма не только прихожане будут. Сюда паломники станут приезжать! Это же Суворов! Воитель, строитель. Глубоко верующий человек. Он сам пел в храме, читал. Учил этому детей. Очень надеюсь, что люди потянутся сюда, в Сопины. Быть такого не может, чтобы в таком месте не было людей. Божьей помощи всем, кто готов поддержать доброе дело возрождения. Делом, средствами или хотя бы просто добрым словом, поднимающим настроение человеку.
Фото Владимира Малыгина