или В гостях у сказки вместе с театром безграничных возможностей «Жест»
«А у нас в Новгородчине диво-то было...» — так называется этот спектакль известного новгородского коллектива. Дело, то есть диво, было в городском Дворце культуры и молодежи. Причем 1 апреля. Раз ты выходной, будь добр исполнить роль Международного дня театра, приходящегося на 27 марта.
Полный зал народу, сказка еще не началась, а все уже знают финал. Нет, не самого действа. Просто у этой премьеры был дополнительный сюжет: актеров ждал подарок — шесть новеньких инвалидных колясок, приобретенных на средства, собранные в ходе традиционного областного благотворительного марафона «Рождественский подарок». Все-таки «Жест» — особенный театр.
Скоро сказка сказывается
Спектакль — это несколько историй, позаимствованных из книжки «Новгородские сказки». А книжица и сама с историей. Сказки были записаны в начале XX века Марией Серовой от крестьян Тихвинского, Устюженского и Боровичского уездов Новгородской губернии. Впервые они были изданы малым тиражом после революции. И такой бесценный сборник, сохраненный в Париже потомками собирательницы фольклора, спустя много-много лет вернулся на Новгородчину, был переиздан. И деревня, далекая, ее такой, увы, нет и уже никогда не будет, заговорила вдруг с нами забытым своим языком.
— Трудно сегодня так говорить, — режиссер театра «Жест» Надежда НАЗАРОВА называет главную проблему постановки. — А упрощать нельзя, очень хотелось передать красоту народного говора.
«Ноне дохтора-то старых на молодых переделывают», — рассказывают нам. И показывают «Мельницу»: в старину-то те еще молодильные технологии были. Заходили на ту мельницу старики да старухи, а «из-под жерновов молоды парни и девки так и сыпались». Одна закавыка: мельник сперва грехи записывает. «Скинь хоть пяток!». «Нельзя», — отвечает. Вон оно что выходит: жизнь вроде как новая, а грехи-то старые. А коли неохота так жить, значит, снова молодым тебе не быть. Ну, у нас нонешних, свои, как их... Рефлексии, во. А все ж...
Сказочные истории нанизаны в спектакле на крепкую фольклорную нитку — песни, танцы, частушки, страдания, зверушки всякие разные.
Приходил козел. Ничего не сказал. Помекал немного и ушел.
Приходил крокодил. Или коркодел, если по-новгородски. Так баба новгородская немедля наставила на него рогатину, которой сподручно горшки в печь ставить-вынимать: «Не стращай детишек!». Супротив ухвата он ничего не смог.
Кстати, про «Горшок» — и такая сказка имеется. Жили-были дед да баба, кашу съели, а посудину мыть не желают. Едва условились: кто первый слово молвит, тот и...
И чего еще только не было: рыба уходила в овсы, заяц скрывался в водах, воеводу черти драли...
В общем, чего пересказывать-то? Как обещали создатели — показать спектакль про глупость и мудрость, храбрость и находчивость, совет да любовь — так оно и вышло. А книжка новгородская, она, поди, есть еще в магазине.
— Великолепно, искренне до дрожи, свежо, талантливо, просто красиво, — благодарила творческий коллектив член оргкомитета благотворительного марафона «Рождественский подарок» Майя САННИКОВА.
Супруга губернатора также выполнила почетную миссию, передав театру «Жест» те самые коляски активного типа.
— Я уверена, что ребята покорят не только Москву, — добавила она.
А это — уже следующая история. Впереди у коллектива — выступления в столице по приглашению оргкомитета пасхального фестиваля «Золотая маска».
«Я ощущаю себя человеком»
Все, как всегда: новые репетиции, идеи. Дело, можно сказать, решенное: готовы к показу «Невыдуманные истории» по мотивам рассказов Василия Шукшина и нашей новгородской писательницы Инны Собакиной. Люди они разные, конечно, но оба любили русскую деревню.
Жизнь продолжается. Она у театра долгая. Когда начинался «Жест», а было это уже 34 года назад, таких театров в стране еще не существовало. Сейчас он далеко не единственный. Что-то все-таки меняется в обществе по отношению к тем, кого принято называть людьми с ограниченными возможностями. Вроде, корректно, хотя... Трудно подобрать термин, определение. В самом театре «Жест» этого и не делают. Там на равных, там творческий союз. Не раз так бывало, что и настоящие семьи создавались, актерские.
Нынешний состав — уже третий в биографии творческого коллектива. Илья КОНДРАТЬЕВ — человек молодой, а уже ветеран. Ведь он выступает в театре «Жест» с 1998 года.
— Да, — улыбается Илья, — роль деда мне подошла. Что я чувствую после спектакля? Если одним словом — рад. Здорово, что коляски подарили. Будем развивать свое творчество на новой технической базе. Вообще, рад уже тому, что я здесь. Ощущаю ли я себя актером? Это не главное, мне кажется. Мне тут хорошо, я просто ощущаю себя человеком! Спасибо ребятам, спасибо Надежде Павловне (Назаровой. — В.Д.). Дай Бог ей здоровья и долгих лет. И хочу пожелать ей оставаться такой же красивой, талантливой и зажигательной.
Александр ТЕРЛЕЦКИЙ, председатель Новгородской областной организации Всероссийского общества инвалидов, любит «Жест» из зрительного зала:
— Сколько бы ни было в России похожих театров, такого, как у нас, я уверен, нигде нет. Это жизнь, работа, друзья, интересы. Это — место, где у человека все, как у всех. И очень важно, по-моему, что они все вместе — и колясочники, и инвалиды по слуху, и совершенно здоровые люди.
— Я впервые увидела выступление актеров-колясочников лет десять назад, — вспоминает директор департамента социальной поддержки населения министерства труда и социальной защиты Новгородской области Галина ЕФРЕМОВА. — Это был танцевальный номер. Не скрою, первое чувство было щемящим. Но потом ты увлекаешься и уже не думаешь о некоей особой ситуации. Ты восхищаешься и не жалеешь ладош.
А ведь это потруднее будет старорусских диалектов — создать атмосферу естественности, какого-то особого тепла и при этом — уверенной, даже профессиональной (почему нет?) игры. Но именно к этому и стремится режиссер:
— У нас каждый — полноценный актер, — говорит Надежда Назарова. — Если человек вынужден сидеть в инвалидной коляске, это не значит, что он не может сыграть Гамлета. Гамлет — это в душе. Главное — сам спектакль, творчество, идея.
Надежда Павловна не меньше своих актеров рада замечательному подарку от оргкомитета благотворительного марафона:
— Обещаю, что мы будем достойно куролесить по свету!
Вы о нас ещё услышите
Мы говорим о скоротечности сущего.
— Мой старший сын Федор и театр родились в один год. Все, как вчера. Одно, другое, третье. То туда, то сюда...
Федор уже много лет — помощник режиссера. И конечно же, свою долю зрительских аплодисментов заслужили верные друзья — сурдопереводчик Галина Гордиенко, хореографы Анастасия Остапенко и Наталья Агафонова, а также художники, авторы декораций и костюмов Светлана и Екатерина Чазовы.
До свиданья, сказка. И что? Все то же самое: время вскачь.
— Надежда Павловна, Надежда Павловна, — окликает девочка-старшеклассница. — Можно к вам прийти? А когда?
— Когда? — на секунду задумывается режиссер. — Так, в среду у нас сбор. Жду к шести.
Как-то так повелось, что после очередного спектакля кто-нибудь да «прилипнет». Вот почему театру «Жест» не нужны специальные наборы. Занавес.
Фото Сергея СУФТИНА