На водоёмах области 1 июня завершается двухмесячник по охране весенних нерестующих видов рыб
Во время нереста решается судьба пополнения рыбных запасов. С каждой выловленной в этот период браконьерами рыбой водоемы теряют тысячи и сотни тысяч рыб. Как тут не вспомнить, что в старину, когда в заливы шел на нерест лещ, в церквях не звонили в колокола.
Договориться в рыбоохране на поездку с инспекторами в рейд оказалось непросто: в тот день одни из них уже находились на водоемах, у других катера с минуты на минуту были готовы к отплытию.
— Так у нас каждый день начиная с апреля, — говорит начальник отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области федерального агентства по рыболовству Игорь ВИКТОРОВ. — И днем и ночью одни люди уходят в рейд, другие возвращаются. Отмечу, что нарушений с каждым годом становится всё меньше, видимо, сказываются профилактическая работа и большие размеры штрафов.
Катера уходят в ночь
И вот мы стоим на причале. Еще раз проверяется готовность катеров, загружается необходимое снаряжение. Инспекторы Максим МАЛОВ, Сергей МИШКИН и Андрей ФОКИН, прежде чем дать отмашку на отплытие, уточняют силу ветра, прогноз погоды.
— Так как на Ильмене сейчас волна большая, туда не стоит ходить, — говорит Максим Малов. — Пройдемся по речкам. Где мы в последнее время не были?
— Такого места уже и нет, — вступает в разговор Сергей Мишкин. — На Веронде были, Веряжу основательно почистили, Волхов прошли.
— А давайте заглянем на Малый Волховец и Вишерку. Хоть пару дней назад мы там были и изрядное количество браконьерских сетей сняли, думаю, что и сегодняшний рейд будет результативным, — предлагает Андрей Фокин.
Инспекторы с ним соглашаются и — в путь. Солнце клонится к закату. Быстроходные катера рассекают водную гладь Малого Волховца. Вот и первая остановка — на разливе резиновая лодка с рыбаком-любителем. К ней подчаливает Андрей Фокин. Его форма, нагрудный знак и предъявленное удостоверение подтверждали, что он из рыбоохраны. Андрей Юрьевич осматривает лодку, особо обращает внимание на улов рыбака-любителя. У него оказалось несколько пойманных плотвичек.
— Мы проверяем всех, кто находится на водоеме, — пояснил нам инспектор. — Для нас главное, чтобы соблюдались правила рыболовства. Многие их не знают, вот и приходится им пункты из этих правил зачитывать.
— В нынешний нерестовый период какие нарушения особенно часто допускаются рыбаками-любителями?
— В основном перелов, это когда вместо разрешенных 5 килограммов рыбак-любитель вылавливает больше. Буквально вчера на Веронде мы составили протокол на рыбака, у которого было добыто почти 7 килограммов рыбы. Встречаются случаи, когда они вылавливают рыбу, которую в это время запрещено ловить. Например, с 5 апреля по 15 мая нельзя ловить щуку, однако 15 мая мы выявили восемь спиннингистов, которые за ней охотились, и за добытую рыбу они были наказаны. Выявлялись факты, когда у рыбаков-любителей была поймана и не отпущена рыба меньших размеров, чем установлено правилами.
«Кошка» находит добычу
С Малого Волховца катера сворачивают на Вишерку. Пройдя несколько метров вдоль берегов, один из них останавливается у деревянного шеста, к которому прикреплена мережа. Андрей Фокин внимательно осматривает висевшую на шесте бирку, на которой значится, что это орудие лова принадлежит рыболовецкому хозяйству Сергея Покшина на его рыбопромысловом участке. А на второй мереже сведения на бирке были нечеткими, по ним трудно было установить собственника орудия лова. Для подтверждения Андрей Юрьевич сфотографировал бирку, зафиксировал координаты мережи.
— Завтра пригласим Сергея Покшина в отдел и будем разбираться, — сказал инспектор. — Казалось бы, незначительное нарушение, но мы и на это обращаем внимание. Бывают случаи, когда браконьеры срезают бирки с сетей и мереж промысловиков и прикрепляют к своим орудиям лова, мол, рыбоохрана подумает, что эти орудия лова находятся на законных основаниях.
По реке инспектора прочесывают залив за заливом, в ход идут так называемые «кошки», которые своими крюками цепляют находящуюся в воде браконьерскую сеть. Пока пусто.
— Сказался наш рейд по этим местам, который мы провели на прошлой неделе, — говорит Максим Малов. — Напротив Нанино мы тогда изъяли из реки пять бесхозных сетей с крупными лещами с икрой.
Пока катера идут по водной глади и рыбаков не видно, нам удалось немного поговорить с инспекторами. Ребята они в основном молодые, у всех высшее образование. Старшему инспектору Максиму Малову — 29 лет, университет окончил. Говорит, что в свободное время всем составом посещают спортзал, чтобы быть в форме. А Сергей Мишкин, служивший в ВДВ, увлекается зимним плаванием. Один раз, когда в стужу отправился купаться, заметил, как браконьеры выставляли сеть подо льдом, тут он их и задержал. А самым опытным в команде является Андрей Фокин. В рыбоохрану он пришел недавно, до этого был одним из лучших общественных инспекторов.
Наш разговор прерывается. Мы заметили, что вдали на резиновой лодке машет руками рыбак. Что случилось? Быстро направляемся к нему.
— Я только что был напротив Губарева, три блесны по 950 рублей каждая потерял из-за браконьерских сетей, — гневно вымолвил рыбак, представившийся Михаилом. — Вот точки, где они стоят.
Зафиксировав координаты, инспекторы взяли курс на указанные места. Максим Малов при этом отметил, что таких рыбаков-любителей, как Михаил, становится все больше. Они звонят в отдел и сообщают, где и когда выставлены браконьерские орудия лова, готовы оказать свою помощь.
И вот мы напротив деревни Губарево. На реке — тишина, но это только на первый взгляд. Опустив за борт «кошку», метров через двадцать Андрей Фокин цепляет первую сеть. Затем вторую, третью. В одной из заводей Максим Малов обнаружил торчащие из воды дуги большой мережи. Мережи оказались и в других потайных местах. И в каждом из этих орудий лова была крупная рыба, которая могла бы обогатить реку большим потомством, но, увы, этого не произойдет, она уже погибла.
Фото Василия ПИЛЯВСКОГО
Игорь ВИКТОРОВ, начальник отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области:
— Наши инспектора с привлечением полиции и общественности в период двухмесячника изъяли в водоёмах области свыше 700 орудий лова. На браконьеров наложено штрафов на 700 тысяч рублей, за причинённый ущерб им предъявлено исков на 350 тысяч рублей. Материалы по 21 серьёзному нарушению правил рыболовства переданы в следственные органы, по четырём из них уже возбуждены уголовные дела. В поле нашего зрения находились и промысловики. Самое резонансное нарушение выявлено во Взваде. Здесь «Красный рыбак» осуществил сброс сточных вод на большое нерестилище в Ловатской пойме, на предприятии обнаружено 200 килограммов щучьей икры. Сейчас ведутся проверки.