Усадьбу графини Орловой-Чесменской реставрируют в первоначальном виде
До недавнего времени дом Анны Алексеевны использовался Новгородским музеем-заповедником в основном для этнографических экспозиций. Так повелось со времени создания Музея деревянного зодчества в Витославлицах. Хотя его основатель архитектор-реставратор Леонид Красноречьев сразу говорил, что это временно. В будущем, не сомневался Леонид Егорович, непременно появится возможность полноценной реставрации, и в доме, где жила графиня Орлова-Чесменская, разместится экспозиция, посвящённая дворянскому быту, истории знаменитого рода Орловых и самой Анне Алексеевне.
Временное затянулось на несколько десятилетий. Но теперь ожидаемое будущее настает. В течение нынешнего и следующего годов будет выполнен комплекс необходимых реставрационных работ.
Но «дворянским» в отреставрированном здании станет второй этаж, где у графини были зала, гостиная, спальня... А на первом этаже все-таки останется местечко для мероприятий по «простонародной» этнографии.
С горки на горку
В целом получается символичный проект, вписывающийся в контекст единой истории, не разделенной революциями, классовой борьбой и т.д.
Писатель-историк Виктор СМИРНОВ в книге «Легенды и загадки земли Новгородской» приводит такой эпизод из богоборческого советского прошлого: «... могилы Фотия и графини Орловой были раскопаны. Их останки вместе с мощами новгородских святителей выбросили на свалку, но местные крестьяне тайно перезахоронили их, скрыв могилу от нового надругательства».
Другое было понятие у крестьян, что должно, а что нет, отличное от большевицкого. И обид никаких не держали на графиню: Орлова-то, купив у местного латифундиста усадьбу (ему хватало и других поместий), чтобы быть поближе к Юрьеву монастырю, где архимандритом был ее духовный наставник Фотий, добилась расселения двух ближайших деревень. Одна из этих деревень, Горка, считай, на нынешней музейной территории была. Всего 16 дворов съехало. Недалеко — в Троицу. А потом им всё равно работа на усадьбе была. Смысл сей операции прост: графиня желала жить в уединении и покое. При этом всячески благотворила монастырю. Да и мирянам было за что добром ее вспомнить. Даже нам, теперешним. Хотя бы за ту единственную дорогу, по которой возвращаемся из Юрьева и Витославлиц в город.
И вдруг приходят люди с единственно верной дорогой в голове и — раз, на свалку. Мы же гадай нынче, где те останки крестьяне захоронили.
«Душою голубица»
А еще Александр Сергеевич, наше всё, невольно подсобил товарищам сокрушителям. Вот уж пригвоздил эпиграммой графиню с архимандритом. Даже поболе города Луги («Есть в России город Луга») пострадали. А зачем молодой женщине мужской монастырь? Свет решил...
Есть легенды и есть сплетни. И так было всегда. Почему не принять на веру особое устройство души, что влечет иные натуры как можно ближе к куполам и колоколам?
Анна Орлова-Чесменская родилась в 1785 году. Через год при родах умерла ее мать. Новорожденный ребенок, мальчик, тоже не выжил. Девочку воспитывал любящий отец. Казалось, ей было уготовано блестящее будущее. Богатейшая наследница, прекрасно образованная (знала несколько языков) да еще и хороша собою.
Сам Гаврила Державин, увидев юную графиню, не удержался от восхищенных строк:
«Ты взорами орлица,
Достойная отца;
Душою голубица,
Достойная венца».
Но умирает отец, Анна Алексеевна отказывает жениху, к которому была сердечно расположена, и за бальзамом от душевных ран обращается к религии. Это был 1808 год. В 1828-м она приобретет усадьбу возле Юрьева. В 1848-м, будучи на службе и намереваясь ехать в Санкт-Петербург, внезапно скончается в монастыре. Еще один год на «восьмерку» — 1838-й — последний на земном пути Фотия. Да и нынешний, 2018-й, что под знаком возрождения усадьбы, — тоже.
Спасибо этому дому
Кстати сказать, у него, как и у бывшей хозяйки, — непростая судьба. Много чего перебывало за долгие годы в двухэтажном здании Орловой-Чесменской. В том числе — обкомовская гостиница.
Вроде, давно перевернутая страница. Ан нет! Вот пишет Виктор Смирнов про призрак графини (легенда же!), но там, не исключено, еще кто-то есть — какой-то партийно-советский вип-призрак. С чего бы одному из замов прежнего главы области было зондировать почву на предмет нового устройства гостиничного сервиса?
В музее еще старое не забыто. Было же, как соберутся в «обкомовке» особо высокочтимые постояльцы, так и музей могли закрыть. На спецобслуживание.
К счастью, последователи обкома были не очень настойчивы...
Опись прилагается
По словам Олеси ГАВРИЛОВОЙ, заведующей музеем «Витославлицы», филиалом НГОМЗ, гостиничный период усложнил современную реставрацию. Очень много было переделок-перепланировок. Все это прекрасно видно после очистки стен. Вообще-то, снимая штукатурку и поднимая полы, надеялись найти хоть какие-то следы старинного декора, но — увы...
На этом месте напрашивается похвальное слово в адрес царской жандармерии. Дом графини сразу после ее смерти был описан. Подробная опись сохранилась в Архиве древних актов в Москве.
— Поэтому мы имеем очень четкую научную основу для реставрации дома и восстановления интерьеров, — отмечает заведующая филиалом. — Очень подробно описан второй этаж, где располагались жилые комнаты. Труднее всего будет с восстановлением интерьера. Совершенно не осталось мебели, которая была в доме. Поэтому будет представлена другая, но относящаяся именно к тому периоду — началу XIX века.
Зато уцелело немало предметов декоративно-прикладного искусства и книг. В музее-заповеднике атрибутировали несколько экземпляров из фонда старопечатных книг, определив, что они — из кабинета Анны Алексеевны.
Художников-дизайнеров из Москвы Игоря и Елену ПРИВАЛОВЫХ интерьер-задача не пугает. Нормальная профессиональная проблема. На вопрос «НВ», чем привлек именно этот объект, Игорь Алексеевич ответил более чем кратко: «Всем!». Ему нравится работать с новгородцами (профессиональные, гибкие, выдержанные люди), интересен исторический фон («надо будет побольше почитать про графиню Орлову»).
Все-все и бельведер
Что касается строительной части, то очень важно, что есть серьезная первооснова — чертеж дома 1828 года, то есть фактически на момент его покупки Орловой-Чесменской.
— Когда была снята штукатурка, выяснилось, что первоначальная планировка дома полностью совпадает с этим чертежом, — говорит Марина КУЦЕВОЛОВА, архитектор ООО «МАРТ», один из авторов проекта реконструкции.
Оказалось также, что дом — не в самом лучшем состоянии. Надо укреплять фундаменты, перекрытия. Но всё поправимо.
Будет восстановлена оригинальная кровля, которую украсит бельведер — восьмигранный элемент с башенкой по типу смотровой площадки. Перед домом по направлению к Волхову благоустраивается пруд с островком посередине, там будет стоять беседка.
Если же учесть, что вообще на пространстве Музея деревянного зодчества идут ремонты и перепланировки, обещающие, как теперь принято говорить, новое качество, то, наверное, будет так, как нравилось бы и самой Анне Алексеевне. А ей тут очень нравилось. «Гощу в своем милом уединении, которое день от дня становится мне всё милее», — искренне признавалась она в переписке со знакомыми.
Вот только уединиться в музее вряд ли теперь получится.