В Демянском районе идут съёмки кинофильма режиссёра Рената Давлетьярова
Мост через речушку Либья у деревни Овинчище выбрали в качестве площадки для съёмок художественного фильма о Великой Отечественной войне не случайно. Виды практически нетронутого цивилизацией ландшафта уже сами по себе — подходящая декорация, чтобы на её фоне показать противостояние двух враждующих сил — не на жизнь, а на смерть, и историю героя — советского пилота, сумевшего выжить после падения самолёта в диких, не обжитых людьми местах.
Художественная версия подвига
Не исключено, что отыскать такие места можно было бы где-нибудь недалеко от Москвы, это точно удешевило бы кинопроизводство. Зато наши новгородские обеспечили будущему фильму не приблизительную, а стопроцентную достоверность. Всего в нескольких километрах от Овинчища, получившего на короткое время оживление благодаря съёмочному процессу, находится Лютицкое болото. Туда в апреле 1942 года упал истребитель легендарного аса Алексея Маресьева. Восемнадцать суток с разбитыми ступнями пилот скитался по демянским и валдайским лесам, пережил ампутацию ног, но вернулся в авиацию, чтобы потом сбить ещё семь фашистских самолётов.
Первоначально предполагалось, что фильм будет посвящён только Алексею Петровичу. Однако авторы кинокартины — пока с рабочим названием «Лётчик» — решили не ограничиваться лишь одним историческим эпизодом. Впрочем, нельзя не обратить внимание, что внешние черты исполнителя главной роли артиста Петра Фёдорова и молодого лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Маресьева, если судить по его старым фотоснимкам, определённо похожи.
— Действие фильма разворачивается в 1941 году. Оно рифмуется с подвигом Алексея Маресьева, но это будет собирательный образ героя, потому что таких лётчиков в Советской армии было восемь человек, — рассказал в мини-интервью журналистскому десанту режиссёр Ренат ДАВЛЕТЬЯРОВ.
Общение с мэтром было скоротечным, поскольку в его присутствии и указаниях нуждались участники съёмки очередной сцены. Со стороны мы наблюдали за стреляющей фашистской зениткой, взрывами и гибелью в кадре немцев. Ответственность за правдоподобность и безопасность падения каскадёров в разные стороны нёс постановщик трюков Сергей НОСУЛЕНКО. В его карьере можно обнаружить большое количество европейских, индийских и китайских проектов. На съёмки в новгородскую глухомань он прибыл прямо из Бангкока.
— Бюджет российских фильмов ни в какое сравнение не идёт с бюджетом голливудских. Но у нас есть русская смекалка, которая позволяет делать картинку не хуже, а иногда и лучше, — уверен Сергей. — Художественное кино — это развлекательный жанр, поэтому оно не может передать того, как было на самом деле. Для этого существует документалистика. Каскадёры, как бы это странно ни звучало, занимаются красивыми смертями. А какая у зрителя может быть реакция на гибель людей? Если он шокирован, то это значит, что я правильно сделал свою работу.
Раритеты с боевой молодостью
В Новгородской области съёмки фильма продлятся до середины марта. В день в них задействовано от 120 до 150 человек — актёры, инструкторы, технический персонал. Благо что на территории Демянского и Валдайского районов расположено множество баз и домов отдыха, где сейчас и проживают члены бригады фильма. Помощь и содействие кинопроекту Давлетьярова оказывают правительство Новгородской области и региональная кинокомиссия.
Записаны в команду также московские и питерские реконструкторы. Однако они не только заняты в массовке, но и предоставляют в пользование свои раритеты. Например, военно-исторический клуб «Адлер» из Санкт-Петербурга доставил в Демянский район автомобиль «Опель Блитц». С конвейера он сошёл в 1939 году. И, как пояснил водитель грузовика, исполнитель роли солдата вермахта Алексей, машина является исторической ценностью Российской Федерации. Свою боевую молодость она частенько вспоминает в фильмах.
— Грузовик — полностью оригинальная машина. Вместе с ней я снимался в кинокартине «Ладога — дорога жизни», там тоже был немецким водителем. На съёмки приезжаю полностью экипирован. Кому-то же надо играть врага, — чуть смущаясь, сказал Алексей.
Подлинная машина имеется и со стороны РККА — это настоящий Ил-2, пролежавший на дне озера в Заполярье почти 70 лет. В годы войны модель этого самолёта была самой массовой. Но до наших дней она сохранилась лишь в единственном экземпляре. Эпизоды с участием Ил-2 отыграны. Они, к слову, оказались самыми трудоёмкими.
Как признался художник-постановщик Артём КУЗЬМИН, была идея, чтобы штурмовик пролетел над лесными массивами Валдайской возвышенности, но от неё в итоге пришлось отказаться. Технические возможности, чтобы снять самолёт в небе, нашлись на аэродроме Орешково в Калужской области.
— Очень важно, чтобы место было пропитано впечатлениями и энергетикой событий, о которых будет рассказывать фильм, — объясняет Кузьмин. Он продумывал для кино визуальный ряд и художественное решение. — Так, в деревне Рабежа для общего плана был восстановлен ряд отсутствующих домов. Декорации были построены летом, и надо было просчитать, чтобы они естественно выглядели и зимой, под снегом. Пожалуй, в этом была основная сложность. Если на экране чувствуется эпоха, зритель вовлечён в сюжет, сопереживает его героям и при этом забывает, что перед ним актёры и декорации, то тогда можно говорить, что кино удалось.
«Es ist eine Jagd» — «Это охота»
В толпе актёров в зеленоватых шинелях вермахта образца 1941-го, которые, кстати, мало спасали от морозов русской зимы, особо выделялись три колоритных персонажа — группка немецких жандармов. В фильме они будут преследовать упавшего лётчика не как противника, а как зверя.
— Мой герой — из дворянской военной семьи, его задача — найти и убить, но не потому, что он — бешеный нацист, а потому что это — его работа, его страсть, его охота, — охарактеризовал свой типаж известный в Германии актёр Роман КНИЖКА.
Команды «Камера! Мотор! Начали!» он ждал укутанным ещё и в красноармейский тулуп. Говорил с нами на немецком, понять его помогала переводчица. Но когда Роман выражением своего лица и высоко поднятыми вверх руками изобразил русских, какими их видел шестнадцатилетний дед актёра в самом конце войны, стало ясно и без слов — огромный страх испытывали тогда и немцы.
— Очень важно снимать фильмы про людей, про хороших и плохих, а они были и на той, и на другой сторонах, — поделился своими мыслями молодой российский актёр с немецкими корнями Пауль ОРЛЯНСКИЙ.
Одна из последних его кинематографических работ — роль немецкого пилота в фильме «Т-34». Пауль отшучивается: «Да, я — профессиональный немец», и добавляет:
— Чтобы история получилась максимально правдивой, необходимо, чтобы звучал чистый немецкий язык. Немцы по-другому разговаривают, у них другая мимика.
* * *
Кино складывается из множества больших и микроскопических деталей. В «Лётчике» не последнюю роль сыграл и новгородский поисковик Александр МОРЗУНОВ, не на экране, конечно, а за ним. Занимаясь много лет исследованием боя Алексея Маресьева, в котором его Як-1 был подбит фашистами, именно Александр Петрович подсказал место для натурных съёмок. Поговорить с поисковиком удалось по телефону. Звонок застал его в болоте у посёлка Кневицы, где его отряд заканчивал разведывательный этап экспедиции. Её цель — установить судьбу экипажа разбившегося Пе-2.
— У меня дочь в Москве работает художником по гриму. Когда узнала, что предполагается снять фильм о Маресьеве, сразу связалась со мной. Мы тогда только-только выяснили точные координаты падения его самолёта, — сообщил Морзунов. — Хочется, чтобы фильм получился, чтобы его хотелось смотреть. К сожалению, нынешнее поколение школьников не знает, кто такой лётчик Алексей Маресьев. А кино поможет людям вспомнить о его подвиге.