В Великом Новгороде с помощью современного оборудования популяризируют науку о Вселенной
Заподозрить галдящую стайку малышей — начальные классы школы — в особом интересе к астрономии трудно. Ещё труднее — призвать их к порядку, добиться внимания, в короткий промежуток тишины уместить вопрос. К примеру: «А сколько спутников у Юпитера?».
И — о, чудо — получить правильный ответ многоголосой ватаги.
Молодой педагог начальных классов Татьяна СМЕРДОВА во все эти трудности ушла с головой. Сегодня она ведёт начальный краткосрочный курс астрономии во Дворце детского (юношеского) творчества имени Лёни Голикова. К слову, лабораторию, в которой идут занятия, можно смело назвать уникальным явлением — оснащённая новым оборудованием, она не имеет аналогов на Новгородчине.
Смотреть и щупать
— Вопрос для нас был очень актуален. Астрономии давно нет в школьной программе. Вслед за исчезновением предмета не стало и его преподавателей, — рассказывает директор Дворца Людмила ПЯТУНИНА. — Как и везде, в этой сфере всё зависит от лидеров и идеологов, которые или с увлечением развивают тему, или тема сходит на нет. Нет лидера — нет и направления. Даже не знаю, отчего про астрономию стали забывать, как она превратилась в ненужную науку.
Сказать, что в ДДЮТ взялись за глобальную идею — возродить астрономию в отдельно взятом регионе — будет, пожалуй, слишком громко, хотя… почему бы и нет? По словам Пятуниной, астрономия была выбрана не случайно: жизнь не стоит на месте, человек по-прежнему осваивает космос и рвётся с Земли. А потому руководство учреждения решило открыть отдельную астрономическую лабораторию, доступную для всех детей города.
— Сразу на старте мы поняли, что раз время потеряно, нам нужна очень серьёзная мотивация, чтобы пробудить интерес у детей. Если ребёнок приходит в пустой кабинет, а учитель изо всех сил старается и размахивает руками у доски — это вряд ли сработает и привлечёт внимание подрастающего поколения. Сегодняшним детям нужно смотреть, щупать.
Так Дворец решил написать проект на получение гранта Министерства образования РФ и успешно справился с этой задачей. Субсидия, предоставленная из федерального бюджета в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», составила более 1,5 млн рублей. На эти деньги в учреждении была оснащена городская астрономическая лаборатория. Первая профильная краткосрочная смена с восторгом отзанималась в лаборатории этим летом. Удачный опыт решили растиражировать и разработали программу, благодаря которой все школьники города теперь могут познакомиться с начальным курсом астрономии.
Космическая ёлка
Татьяна Смердова, сотрудник лаборатории, с детства предпочитавшая естественные науки всем остальным, с юношеским азартом демонстрирует своё астрономическое хозяйство. А в нём… десятки глобусов разного калибра — Луны, Земли, звёздного неба; массивные электронные интерактивные глобусы, которые при необходимости могут и сами прочесть компактный учебный курс; теллурии; пазлы с астрономическими созвездиями; магнитный набор «Солнечная система»; несколько телескопов: попроще — для малышей и очень сложный — для старшеклассников, изучающих астрофизику при подготовке к олимпиадам; передвижной планетарий с комплектом уникальных обучающих фильмов и даже набор для самостоятельного конструирования Солнечной системы. Принцип прост и увлекателен: как матрёшку, собираешь планеты, наносишь на них распечатанные на клейкой бумаге изображения поверхностей объектов — и вся система перед тобой. Ученики — в восторге.
— Ближе к Новому году мы хотим украсить планетами небольшую кабинетную ёлку, — смеётся Татьяна.
— Забавно. А если серьёзно, зачем детям изучать астрономию?
— Если серьёзно, то астрономия — точная наука, и она неразрывно связана с математикой, физикой, окружающим миром. А мы сегодня сталкиваемся с той проблемой, что очень мало людей хотят развиваться в сфере инженерии, в научно-техническом творчестве, в проектной деятельности. Я параллельно учусь в магистратуре, на образовательном менеджменте. Довелось ассистировать в преподавании проектной деятельности первому курсу. Так вот студенты не понимают, что такое проект и зачем им нужна эта самая проектная деятельность. Студенты-медики вообще бунтуют. А я уверена, что обучение написанию проекта должно начинаться чуть ли не с детского сада. Детям, с одной стороны, нужно дать волю, с другой — привить любовь к естественным наукам, пробудить интерес.
— Но астрономия?
— Чем астрономия не помощник в этом деле? Когда мои воспитанники создают что-то новое на наших занятиях, для них это — настоящий прорыв. Мы ведём дебаты. К примеру, по вопросу, есть ли жизнь на Марсе. И каждый ребёнок взвешенно отстаивает свою точку зрения, приводит весомые аргументы в пользу того или иного ответа. Учится мыслить, а не просто выполнять задания. Безусловно, проектная деятельность в допобразовании развивает учащегося, помогает ему выбрать свой путь среди технических специальностей. Не зря же, в конце концов, у нас будет Новгородская техническая школа.
Для чего нам планетарий?
Проект самой Татьяны — стационарный планетарий, который, по её мнению, может и должен появиться в Великом Новгороде, — был презентован этим летом на форсайт-кэмпе в Крестцах.
— Столичные гости прогнали нас через «экспертную трубу», — вспоминает Татьяна. — Поинтересовались: зачем вам планетарий в городе? В Москве и Питере есть, куда ещё? Но чем мы хуже? Да, конечно, мы можем доехать до Санкт-Петербурга. Но планетарий должен стать не одноразовой галочкой, а научным центром, вокруг которого сформируется своя жизнь с насыщенной естественно-научной повесткой. К тому же это будет новая точка притяжения для туристов. Свой проект я хочу предложить НТШ, думаю, у него есть перспективы. Кстати, столичные эксперты рады нам помочь в этой сфере. В Санкт-Петербурге и Москве мы можем наблюдать новый виток интереса к теме — преподавание астрономии активно развивается. Тем более что сейчас это практически пустующая ниша.
Пока мы рассуждаем о перспективе появления в Великом Новгороде планетария, ученики выстраивают на магнитной доске Солнечную систему — с азартом «разбрасывают» десятки спутников между газовыми гигантами, затевают спор о том, из чего состоят кольца Сатурна. Кто-то из детей путает Меркурий и Марс. Татьяна Андреевна, демонстрируя удивление, восстанавливает порядок планет в системе, усаживает детей за глобусы — заниматься далее.
* * *
Идея создать астрономическую лабораторию уже сейчас приносит первые плоды. В процессе работы краткосрочной смены целый класс школы № 20 решил заняться наукой о Вселенной плотней, к нему присоединились дети из других школ, заинтересовавшиеся предметом.
— В ближайшем будущем мы должны будем думать о кадрах. Сейчас в нашем университете их просто нет, — по-деловому рассуждает Людмила Пятунина. — Если наш педагог будет готова углубляться в тему и дальше, то мы с радостью поможем ей расти профессионально. Вместе подготовим и освоим обучающие программы следующего уровня для замотивированных детей, желающих ходить к нам на занятия на постоянной основе и получать более углублённые знания. Серьёзная база для этого у нас есть.
Татьяна СМЕРДОВА:
— Когда мои воспитанники создают что-то новое на наших занятиях, для них это — настоящий прорыв. Мы ведём дебаты. К примеру, по вопросу, есть ли жизнь на Марсе. И каждый ребёнок взвешенно отстаивает свою точку зрения, приводит весомые аргументы в пользу того или иного ответа. Учится мыслить, а не просто выполнять задания.