Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Хроника пикирующего бомбардировщика

Когда-то это был бомбардировщик Пе-2.

Когда-то это был бомбардировщик Пе-2.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Демянские поисковики установили место гибели экипажа самолёта Пе-2

Пилот Александр Васильев, штурман Филипп Романенко и стрелок-радист Сергей Серов не вернулись с боевого задания 5 сентября 1942 года. Днём раньше в демянском лесу посадил подбитый ЛаГГ-3 тяжелораненый лётчик Александр Мерлин. Между разбившимися самолётами было около 150 метров. Через 80 лет, найдя истребитель, поисковики нашли и бомбардировщик.

Сезон начался нынче рано, обычно Вахта памяти стартует по весне. Но у отряда «Находка» — свой график.

Минус 15. День что надо. Лесные ручьи уже не мешают проходу тяжёлой техники, а земля ещё не превратилась в бетон. Вездесущий уазик, покачиваясь и цепляя ветви деревьев, неторопливо движется вперёд. Последний километр к воронке в лесу — ему не по колёсам. Идём пешком.

Межрегиональная экспедиция (к «Находке» присоединились товарищи из Казани и Орла) — второй день на «точке». Поисковиков греет костёр, а ещё больше — работа. Проваливаясь в жидкую болотную грязь, потревоженную экскаватором, они подхватывают добытые ковшом фрагменты боевой машины. Пахнет бензином…

— Много металлического «щебня», — комментирует командир поискового отряда «Находка» Александр МОРЗУНОВ. — В отчёте о боевых потерях 58-го Краснознамённого бомбардировочного авиационного полка написано, что самолёт Пе-2 упал на нейтральной полосе, на минном поле. Но он явно не от мины разлетелся по кусочкам. Обломки «пешки» мы находили более чем в 100 метрах от этой воронки.

Момент истины

Полковой отчёт озадачил ещё в прошлом году, когда были обнаружены первые обломки бомбардировщика с номером 1103. Из документа следовало, что самолёт упал восточнее Ватолина. Но эта деревня — в 40 километрах отсюда.

К зимней экспедиции готовились основательно. Расчистили проезд — на радость любителям порыбачить на лесном озере. Собрали более полную информацию о самолёте, узнав, в частности, что в июле 1942 года он был в ремонте, где его, вероятно, собирали из чего могли. Поэтому на обоих двигателях оказались разные номера. Но это был именно тот самолёт — 1103, списанный с лицевого счёта 58-го КБАП с моторами М-105ра № 145-1011 и №21-94. Протёрли — убедились. Вот она, минута радости. Поисковики «Находки» шли к ней пять лет.

Фото Василия Дубовского 

Первый пошёл

Начиналось стандартно: появилась информация, стали отрабатывать. Искали просто самолёт, без привязки к полку и типу машины. А в итоге нашли два.

Казалось бы, лес тут давно исхожен. Но как-то один из поисковиков с лесной дорожки высмотрел прибор сброса бомб. Оказалось, от «пешки». «А вы в районе Городилово — Корзово работали? — местный житель сам подошёл с вопросом. — Там у тропинки лежал самолёт». Но показать место не мог: всё заросло, тропинки той давно нет. Время шло. И вот удача: один из демянских поисковиков, отправившись наудачу по приблизительному направлению, нашёл алюминиевые обломки. Отряд выехал на детальную разведку. С первого раза были найдены фрагменты истребителя ЛаГГ-3 с заводским номером 31213245.

Железный старшина

Как выяснилось, на этой машине летал командир звена 238-го ИАП старшина Алексей Мерлин. 4 сентября 1942 года он не вернулся с боевого задания. Самолёт получил повреждения в воздушном бою, но пилот сумел совершить вынужденную посадку. С выбитым глазом и простреленной ногой.

По статистике, на ЛаГГ-3 в среднем совершалось три вылета. Основным материалом, из которого делались эти машины, было дерево.

— Но вопрос не в этом, — считает Морзунов. — Из какого же материала были наши люди? Такие, как Мерлин.

Старшина не смог долететь до своих. Немного недотянул до линии фронта. Попал в плен. И выжил, несмотря на свои раны, в немецком лагере. Был освобождён союзными войсками в апреле 1945-го. По возвращении на Родину прошёл все проверки. В 1957 году Алексей Иванович как участник Великой Отечественной войны, имеющий ранения и достойный награды, был представлен к ордену Славы 3-й степени.

Найденные поисковиками в 2022 году обломки не могли принадлежать только ЛаГГ-3. Оставалось внимательнее осмотреться вокруг. И нашлись детали с заводским номером 1103. Сверившись с архивами, установили, что они принадлежат самолёту Пе-2 из состава 58-го Краснознамённого БАИ.

Болото неохотно отдаёт свою добычу. Фото Василия ДУБОВСКОГО

Нужен памятник

За несколько январских дней воронка, образованная смертельным пике бомбардировщика, исследована до материка. Фрагментов кабины и фюзеляжа самолёта в ней не обнаружено. Не было там и останков членов экипажа.

— С высокой долей вероятности можно полагать, что все они погибли здесь, — говорит Александр Морзунов. — Никто из них после этой катастрофы в действующей армии не служил, не был среди партизан, не попадал в плен. Считались пропавшими без вести. Впрочем, в одном из документов есть вызывающая большие сомнения запись о том, что лётчик Васильев был похоронен в ближайшем полку. Сама по себе история, когда находим самолёт, но не можем найти погибших лётчиков, — не редкость. Мы хотим поставить памятник тем, кого вряд ли когда-нибудь найдут. Они тоже достойны нашей благодарной памяти. А у их потомков тоже должно быть место для поклонения.

В экипаже Пе-2 было два орденоносца — Александр Емельянович Васильев и Филипп Егорович Романенко, награждённые соответственно орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

У Демянска теперь два героя-однофамильца. Несколько лет назад поисковики нашли Ил-2, на котором летал Герой Советского Союза Василий Сергеевич Романенко.

И ещё есть причина вернуться на место падения Пе-2 летом, чтобы снова отработать периметр. А там уж как сложится.

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Сергей ЩЕРБАТЫЙ, председатель Орловского регионального отделения Поискового движения России:

— Это был необычный опыт: зима, заболоченный лес. У нас-то всё больше поля. Но поле деятельности для поисковиков — тоже широкое. На территории нынешней Орловской области разбилось более двух с половиной тысяч самолётов. Самолётов Пе-2 мы ещё не поднимали. Думаю, наши молодые ребята многому научились у новгородских коллег.

Илья ПРОКОФЬЕВ, управляющий делами РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан:

— В 2016 году мы начали проект «Крылья Татарстана». За годы войны в Советском Союзе было выпущено 11 500 бомбардировщиков Пе-2, из них 10 500 — в Казани. К сожалению, на сегодняшний день в столице республики нет ни одного такого самолёта в виде памятника или экспоната. Хотим собрать модель пусть из разных, но аутентичных деталей.


 

Теги: поисковики, Демянск, Пе-2, ВОВ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Федоровские

Хорошо там живётся, где вместе сеется и жнётся

На Новгородчине в сельском хозяйстве работает более 20 династий, трудовой стаж каждой из которых составляет более 100 лет

13.11.2024 | Репортер

Возможно, на этих лодках юные спортсмены будут выступать и на всероссийских соревнованиях.

В день попутного ветра

Новгородский яхт-клуб спустил на воду 10 новых лодок

30.10.2024 | Репортер

До последнего дня и даже часа разведки артефакты собирали буквально по кусочкам.

Визит в неолит

Археологи НовГУ открыли стоянку древнего человека

02.10.2024 | Репортер

Фестиваль «Крошево» – это 2 тонны капусты, 1 тонна моркови, около 9000 гостей и 200 литров серых щей от рестораторов Евгения и Марины Антоновых.

Капустная сеча на мосту Белелюбского

В Боровичах ярко, зелено, хрустяще и с размахом прошёл гастрономический фестиваль «Крошево»

25.09.2024 | Репортер

Александр Морзунов, командир демянского отряда «Находка»: «Для наших батецких товарищей это первый самолёт, а для нас, условно говоря, сто первый. Так что надо помочь!»

Вернулись с задания

Поисковики установили судьбу членов экипажа Пе-2, упавшего в 1944 году на окраине деревни Заполье

04.09.2024 | Репортер

Валентина Кузнецова: «Археология — это прежде всего ежедневный кропотливый труд. Хотя не без романтики и энтузиазма»

История сквозь сито

Почему для археолога главный на Рюриковом городище не Рюрик?

28.08.2024 | Репортер

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА