Рогатая сказка валдайских фермеров Трущенковых
Где разводят оленей? Обычно это занятие ассоциируется с Крайним Севером. Огромные стада, чумы оленеводов — это, конечно, там. Однако во многих странах фермеры давно и успешно работают с сородичами северного оленя — пятнистым и благородным. В России таким оленьим центром является Алтай, а на Новгородчине — Валдай. А именно — предприятие «Валдайские просторы» супругов Трущенковых. Они возглавляют наш неофициальный региональный рейтинг оленеводов. Правда, все остальные места, кроме первого, пока вакантны.
— У вас будет полминуты, не больше! — предупредил меня Денис, работник фермы, водитель экскурсионного вездехода.
На то она и трепетная лань. При этом ещё и быстроногая. Изящная, грациозная, просто красавица. Ближайшая родственница оленей.
Как оказалось, я приехал на «ранчо» Дмитрия и Светланы Трущенковых в такой час, когда было больше шансов полюбоваться именно ланью. Пятнисто-благородные стада, ожидающие потомства, избегают публичности. Имеет значение режим кормления, к которому «привязаны» экскурсии. При этом животные реагируют на звук вездехода — шестиместный открытый транспорт на больших колёсах возит туристов, у которых бывает угощение. Свежая морковь очень даже приветствуется. В противном случае интереса к машине с седоками у оленей и ланей хватит ненадолго. Помимо загона и навеса с сеном в их распоряжении имеется лесок, где им вполне удобно.
Едем как по секретному объекту. На пути возникают то одни ворота, то другие. Открыл, заехал, закрыл — кажется, у Дениса есть норматив времени на данную операцию.
Вот и они. Дружно вытянув морды, смотрят, кто к ним пожаловал. Потом, отвернувшись, неторопливо уходят за навес, как со сцены. И только вожак, не меняя позы, стоит напротив, гордо подняв свою ветвистую голову. У него всё под контролем. Красава!
И почему «олень» — это обзывательство? Когда речь идёт о человеке недалёком. Ведь когда вы видите перед собою природный оригинал, то произносите или продумываете это совершенно иначе. «Олень!..» — вы разве не восхищены? А если бы это было не так, то о каком туризме можно было бы вести речь? Панты, мясо — все дела. Сугубо утилитарный подход.
Первых оленей Светлана и Дмитрий Трущенковы завезли четыре года назад. В идее своей проект гораздо старше, но на каком-то этапе пришлось ставить его на паузу — процесс перевода федеральных земель в областные занял много времени, соответственно, не было возможности заключить договоры.
Лани были белорусские, пятнистые и благородные олени — российские. Поначалу общее стадо составляло чуть больше 20 голов, теперь — уже более 100.
Здесь, в окрестностях деревни Едно, олени чувствуют себя прекрасно. Для них достаточно пастбищ и леса. Немного вздёрнутый местный рельеф — это уютно и укромно. Ограждение пусть и стесняет свободу, зато защищает от непрошеных гостей. Настырный медведь, пытавшийся сделать подкоп, стал местной легендой — про него туристам рассказывают.
Что не удалось мишке, сделал самолёт. «Кукурузник», низко круживший над «ранчо», так напугал олениху, что она свернула себе шею. Узнать, кто этот любопытный пилот, так и не удалось.
От форс-мажора никто не застрахован. Поначалу больше всего фермеры опасались холодов: как перезимуют олени? Оказалось, что легко!
Трущенковы, открывая новое дело, были профессионалами в сфере туризма, но не в оленеводстве, конечно. Готовились обстоятельно: изучали и российский опыт, и международный, в особенности финский.
— Многое оттуда почерпнули, — говорит Светлана. — Признаться, рассчитывали на российско-финское сотрудничество и впредь, но…
Старший сын Александр закончил факультет туризма, ресторанного и гостиничного дела в Финляндии. И вовремя, до политического обострения между нашими странами. Младший, Сергей, пока учится в школе, но родители надеются, что и он в будущем станет фермером.
Работы в хозяйстве хватает. Оно же у них растущее. Кто бывает на страничке ВКонтакте, которую ведёт Светлана, тот в курсе новостей. Вот из недавнего: «Рады сообщить нашим подписчикам, что мы заложили фундамент под дегустационный зал на нашей Оленьей ферме, в котором можно будет после экскурсий попробовать фермерскую продукцию, отметить день рождения и любой другой праздник».
«Валдайские просторы» — это не только олени. У фермеров есть также птицеферма. Перепела, утки, цесарки…
— Ой, Стёпочка, какой же ты красивый!
Эти слова произвели волшебное действие. Индюк так заважничал, что его будто стало больше, и закулдыкал в ответ. Кстати, имена чете индюков — Степан и Степанида — были даны по итогам конкурса среди подписчиков.
Семейный бизнес Трущенковых живёт по закону совпадений. Оба — и Светлана, и Дмитрий — никогда не хотели жить в городе. Туризм, как они считают, вытекает из самого сельского образа жизни и характера труда. Лирика — доброжелательность и любознательность приезжающих к ним горожан — сочетается с физикой, коммерческим продвижением продукта. Ведь хорошее впечатление — это хороший отзыв.
— Для нас фермерство — образ жизни, — говорит Светлана. — Прежде всего надо это любить!
А если работа в радость, то почему ею не поделиться с другими? Вот уже 10 лет Светлана Трущенкова возглавляет региональную общественную организацию «Движение сельских женщин». Если в нескольких словах, то это — работа на объединение. Будь то расширение сети районных ячеек организации или продвижение конкретных проектов, направленных на развитие фермерства, творческих способностей сельских жителей, социальной поддержки матерей с детьми-инвалидами, межнационального мира и взаимопонимания.
Недавно Светлана Трущенкова была награждена медалью «За вклад в развитие земли Новгородской». Ничуть не меньше её самой этой награде был рад свёкор — заслуженный врач России и почётный гражданин Валдая Леонид Яковлевич Трущенков.
А что, если земля новгородская так разовьётся, что оленеводство станет конкурентной отраслью? На этот вопрос оленеводы Трущенковы отвечают, что они не ищут лёгких путей.