Новоселицы снова приняли батальный спектакль, посвящённый Бородинской битве
«Кавалергарды, век недолог, и потому так сладок он», — напоминал о славном времени в известной песенке Булат Окуджава и, конечно, был прав. Впрочем, из каждого правила есть свои исключения. И это внушает надежду.
Век фестиваля «Аракчеевские манёвры. Герои эпохи. 1812 год» в минувшие выходные отсчитал уже третий год и, надеемся, он будет долгим. Нынешняя встреча состоялась благодаря победе Новоселицкой средней школы в грантовом конкурсе «Движения Первых».
По традиции всю неделю на полях фестиваля работал Рекрутский лагерь, где дети и взрослые могли «нюхнуть пороху» времён 1812 года: пройти мастер-классы по направлениям «Пехота», «Кавалерия», «Артиллерия», «Солдатский быт», услышать залпы орудий, научиться обращаться с непростым солдатским ружьем.
А кульминацией встречи, конечно, стала субботняя реконструкция эпизода Бородинской битвы 1812 года — боя за батарею Раевского.
В театрализованной битве участвовало около сотни человек. В Бородинском сражении — в две тысячи раз больше. Представлять реальный размах состоявшейся некогда баталии сложно и страшно. По итогам сражения Михаил Кутузов направил донесение императору, в котором указал: «…неприятель отражён на всех пунктах…».
— Если быть до конца точными, то у нас здесь, конечно, не реконструкция, а батальный спектакль: на поле есть эпизоды и сцены, — рассказала уже после сражения комментатор битвы Татьяна КУЗНЕЦОВА, член команды Рекрутского депо, воспитанница Русской кавалерийской школы гусар. — Реконструкция — более сухой формат, в котором зритель не всегда понимает, что происходит на поле. У нас же — образовательная программа. И мы хотим точно и чётко показать гостям, как происходили сражения. Отсюда понятные комментарии и исторические отступления.
Как уточнила девушка, в целом по России проходит много реконструкторских фестивалей, и всё же новоселицкий — особенный. Во-первых, не многие берутся за эпохальное Бородино. А во-вторых, команда, работающая в Новоселицах, уделяет колоссальное внимание подготовке.
Приехав на открытие фестиваля неделю назад, реконструкторы с самого первого дня садятся за стол и на основе уже использованного наработанного материала, с учётом свежих открытий и данных, продумывают новый сценарий.
— Изначально всё двигается от работы пиротехников. В первую очередь зрители отмечают, что у нас на поле много эффектных, громких, натуральных взрывов, над которыми трудятся настоящие профессионалы своего дела из Москвы и Смоленска. Пиротехник — главный человек на поле: только так речь может идти о безопасности, — поясняет Татьяна. — Далее расставляются стороны: Россия и Франция. Затем начинаются планирование, просчёт всевозможных рисков. Сценарий пишется так, чтобы всем участникам было понятно, где их место. Мы создавали целые большие макеты, чтобы каждый мог посмотреть и представить единую картину боя, сетку взрывов.
А далее организаторы насыщают канву события важными историческими деталями. Участники Рекрутского депо часто бывают в Бородинском музее под Можайском и при содействии сотрудников поднимают архивы, извлекают мельчайшие детали и стараются внести их в батальный спектакль. Так реконструкция получается особенной от года к году.
И, наконец, третья, постоянная фишка Новоселиц — участие в историческом батальном спектакле «новобранцев»: новгородских ребят, кадетов Новоселицкой средней школы.
Её воспитанники выступают на поле боя в роли рекрутов под знаменем Перновского полка — того самого, что во время Бородинской битвы защищал батарею Раевского, а после, получив статус гренадерского, был расквартирован на территории как раз таки Новоселицкого гарнизона. Полк находился в Новоселицах с 1817 по 1837 год — до момента перевода его в Москву.
Перед тем как выйти на поле, новгородские пехотинцы неделю учились на станциях депо. А значит, сочетание «Бородинская битва» никогда не будет для них пустым звуком. В этом и заключается большая польза фестиваля, — уверены организаторы.
Теги: Новоселицы, Бородинская битва, реконструкция