Обожающий форс-мажор троицкий народ в первую свою археологическую зиму нашёл около двух тысяч артефактов
На Троицком-17 работа выходит на финишную прямую. Представители новгородских масс-медиа, приглашённые музеем-заповедником на раскоп, могли видеть это своими глазами. Археологи основательно углубились в X век. Ещё немного, и конечная — материк.
«Можно уверенно говорить, что сложнейшую, но очень значимую и для музея, и для региона задачу удалось выполнить благодаря синергии учёных, Министерства культуры РФ и правительства области», — из пресс-релиза НГОМЗ.
А ведь по ходу прошлого сезона, даже ещё летом, в сети была поднята волна: всё пропало, культурный слой пойдёт под бульдозер. В смысле, что раскопки нереально завершить в срок — до начала строительства на этом месте Национального историко-археологического центра имени В.Л. Янина. Но кто сказал, что противоречия между наукой и производственной необходимостью всенепременно должны решаться в пользу последней?
Строители действительно пришли, но что они сделали в южной части раскопа Троицкий-17? Установили ангар, взяв под крышу 456 квадратных метров. Подключили электричество, тепловые пушки, которые отогрели землю и не давали ей замёрзнуть. Да и сами исследователи чувствовали себя вовсе не как на улице. 4 февраля археологи начали зимний сезон. Таких раскопок Новгород ещё не знал.
Русь изначальная
Ольга ТАРАБАРДИНА, руководитель Центра по организации и обеспечению археологических исследований НГОМЗ:
— Все знают, что мы работаем летом. В крайнем случае — немножко весной и немножко осенью. И вот такая зима, как была у нас в этом году, — абсолютный форс-мажор. Следует отметить, что московские строители — ООО «Техностройпроект» — пошли нам навстречу, взяв на себя расходы, связанные с организацией ангара. В феврале мы начали работу в слоях XI века и за прошедшее время углубились более чем на метр.
Раскоп похож на многослойный пирог. Над основной его частью со вскрытой застройкой X века «подвисла» мостовая. Этакие «трамвайные пути» XI века. Для археологов это нормально: изучение мостовой обычно отстаёт от основной площади.
По словам Ольги Альбертовны, этот переулок, совершенно точно впадающий в Троицкую-Пробойную улицу, возможно, в своё время являлся городской окраиной. Но для уверенных выводов по древней топографии надо закончить исследование и осмыслить полученный материал.
В ранних слоях раскопа прослеживаются несколько усадеб — дома с хозпостройками. На переднем плане видна уличная печь. В X веке новгородцы уже обрабатывали цветные металлы.
Научным обеспечением раскопа заняты музей-заповедник и НовГУ. Непосредственно на раскопе работают около 60 человек.
— Этого достаточно, — отмечает Ольга Тарабардина. — Поскольку это люди с археологическим опытом. И не случайно у нас много мелких находок.
Казалось бы, что около 2000 артефактов — не так много. Сравнивая, конечно, с полным «собранием», полученным на Троицком-17. Ведь всего там находок — более 15 тысяч. Но у поднятых с самых глубин — особая цена. Это период возникновения древнерусского государства.
Давай копай!
— Говорят, вы сегодня при деньгах?
— В смысле? — удивился волонтёр из Южно-Уральска Григорий МЕДВЕДЕВ.
— Ну как же, полдирхема нашли.
— Неправда, дирхем. Только из двух половинок. Уверен, у меня тут очень перспективный участок.
— Кто вы по профессии?
— Учитель истории. Но я пока никого не учу. Езжу по стране. Работаю на археологических раскопках. Поработать в межсезонье на Троицком — такую возможность нельзя было упускать. Это же легенда!

Павел ПОЛОВОВ из Ульяновска — фольклорист. Придумать легенду может и сам:
— Каждый день я писал в нашем чате отчёт за день. Это такая поэзия в прозе — как работалось, как солнце светило, какие были находки… Ребята потом книжечку издали. Понимаете, у нас тут сформировалась новая историческая общность — троицкий народ. А какой народ без эпоса?
Эпос был по осени. Сейчас Павел работает над рок-оперой. Премьера ожидается к лету. Рабочее название — «Степан».
— Это кто?
— Легендарная личность.
— В веках?
— Зачем? Стёп, отвлекись.
— Давай копай! — ответил Стёпа.
К находкам
Нет, спрашивать археологов про их личные рейтинги артефактов можно. Только нет у них рейтингов этих. С научной точки зрения и важно, и интересно всё.
Директор Центра археологических исследований НовГУ Сергей ТОРОПОВ считает, наверное, что Новгород вообще и Троицкий раскоп в частности нас избаловали:
— Многие вещи, которые на других памятниках в других местах могли бы стать сенсацией, здесь воспринимаются как нечто само собою разумеющееся. Между тем мы с вами только что соприкоснулись с детством Новгорода.
После такого вступления и начать хочется с чего-нибудь детского. Вот кто это такой маленький и красивенький? И придётся сразу сказать, что это не игрушка, а украшение, подвеска.
— Такой вид подвесок известен, и за ним закрепился термин «конёк смоленского типа», — поясняет Сергей Евгеньевич. — Потому что первые находки были обнаружены в окрестностях Смоленска. Обычно они плоские. Но вот этот наш ушастый зверь — просто редкий красавец. Мне лично симпатична гипотеза латышского исследователя Роберта Спиргиса, предположившего, что конёк является изображением левкроты.
Левкрота «прискакала» в Европу из античности — это такой милый фантастический зверь, соединяющий в себе черты коня, оленя и льва.

А вот что можно сказать про людей — про тех, кто жил в X веке в усадьбах, раскопанных сейчас археологами? Увы, берестяных грамот они ещё не писали.
— Возможно, это были дружинники, воины, — говорит Торопов. — Мы можем это предполагать, исходя из характера находок, среди которых много оружия — это наконечники стрел, наконечник сулицы (лёгкого метательного копья), боевой топор и совершенно замечательный фрагмент клинка меча. К слову, мечи в культурном слое встречаются довольно редко.
Редкой находкой стал и набор гирек. Как раз потому, что их — полный комплект. Самая крупная гирька по весу соответствует древнерусской гривне. Причём именно новгородской, тянувшей на 204 грамма. Киевская была на четверть легче.
Кроме того, на раскопе Троицкий-17 археологи нашли подборочку миниатюрных замков — цилиндрических и коробчатых. И несколько ключей, которыми уже вряд ли их откроешь. Интересно, что в X–XI веках отверстие для ключа у замка было сбоку, а в следующем столетии — уже в донной части. Ножи в ранних веках были массивнее. Как и деревянные цилиндры-пломбы. Пряслица для ручного веретена начиная с X века — уже из пирофиллита (шифера), а раньше изготавливались из глины. Менялись технологии — менялась материальная культура. А вот мутовка, этакий древний «миксер», совсем простенькая вроде вещица, благополучно прожила куда дольше Средневековья.
В сущности, у всех артефактов жизнь будет ещё долгая. В фондах музея. А работа на Троицком-17 продлится до мая. Сезон в этом году будет долгий.
Теги: Троицкий раскоп, Великий Новгород, археология, находки