Имея под рукой собственное четырёхколесное средство, справиться с поставленной целью проще простого. Впрочем, люди бывалые утверждают, что и два колеса «железного коня» способны составить счастье человека, влюблённого в дорогу. Итак, если именно этот вопрос является главным в вашей повестке дня, то новгородец Юрий МАЛАХОВ готов рассказать читателям «НВ» о прелестях и горестях отпуска на мотоцикле.
— В Волгограде был, в Воронеже был, Казань брал, — загибает пальцы на руке Юрий, — я принципиально не путешествую общественным транспортом. В двухтысячных годах, бывало, ездили большими компаниями. Девять мотоциклистов, это, конечно, беда — никого толком не построить, поэтому всё же предпочитаю поездки в одиночестве. И не важно, из 200—300 километров состоит путешествие или за плечами остаётся две-три тысячи. Ведь важнее, зачем ты едешь…
«Вот они, вот они, орлы!» — сам себя обрывает мой собеседник. Мы сидим на лавочке невдалеке от крупной улицы, и каждого проезжающего мимо мотоциклиста то ли для рисовки, то ли от настоящего душевного волнения Юрий встречает довольным восклицанием.
— Перед поездкой обязательны замена резины, приводных цепей, звёздочек, чтобы не было головной боли посреди дороги, ТО двигателя, вот и всё! — привычно перечисляет мотоциклист. — Ну и вещи с собой. Всё, что уместится в 20—40 литров багажника мотоцикла. Тут уж нужно упаковываться, как альпинисту в горы, — только самое необходимое. Ну и не забывать что-нибудь на случай дождя да на холодные южные ночи.
В остальном существенных различий с автомобилем Юрий Малахов не наблюдает. Пробки и есть пробки, в них можно стоять и на мотоцикле.
На первый взгляд Юрий кажется вполне дисциплинированным мотоциклистом. Судите сами: рекомендуемый дневной пробег — 500 км, преодолеваемый за 7—8 часов пути, для того, чтобы не утомляться и с охотой совершать пешие прогулки в конце дня в месте назначения, подъём — не позже восьми часов следующего утра, и снова к цели. Сознаюсь, даже скучно становится…
— А спать за рулём мотоцикла не хочется? — изо всех сил пытаюсь вывести собеседника на чистую воду.
— Так если всего 500—600 километров в день, то спать не хочется. А вот если двигаться, что называется, до упора…
— То есть?
— Было такое, что за двое суток 2,5 тысячи километров проехал. Это от Свердловска до Кемерова, просто ночевать негде было.
— А что там делали?
— Воплощал в жизнь мечту: поездку на Байкал своим ходом. Морально готовился к ней полгода. Потом брал на работе 40 дней отпуска за свой счёт, мне их, конечно, не хватило. Звонил домой, по телефону просил ещё две недели и снова не уместился в срок. Туда ехал три недели, обратно — больше месяца. За это время посетил пять мотофестивалей, хотел бы посмотреть на человека, у которого столько же было.
Что ж, после таких откровений налёт «дисциплинированности» с Юрия слетает сам собой, а вот незримый ореол романтика с большой дороги, наоборот, появляется. Но если уж говорить правду, то говорить её нужно до конца. Последнее время наш герой всё-таки изменил мотоциклу, и с кем бы, вы думали? С типичной «Газелью»… И не просто изменил, а даже нашёл оправдание своим действиям:
— Случился в жизни такой момент, что мотоциклом заниматься стало просто некогда. Так что последние три года путешествую автомобилем, кроме того, с собой теперь нужно везти собаку, компанию, и годов мне не 25. Что называется, оброс подробностями, — в очередной раз смеется Юрий. — Да и денег это стоит немалых, рядом с мотоциклом «прожорливость» машины просто отдыхает. Если брать советский мотоцикл, а я путешествовал именно на таком, то для подготовки его к летнему сезону мне требовалось в среднем 500 долларов, да прибавить к этому тонну бензина летом, получается целая тысяча. В итоге полгода работаешь на свою игрушку, приятные покупки и прочие удовольствия отходят на второй план. Сейчас мотоцикл продал, но в хорошие руки.
Мария КЛАПАТНЮК
фото из архива Юрия Малахова