Понедельник, 25 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Дешёвый сыр не в мышеловке

{thumbimage 150px 1}ТРИЗ-педагогика как альтернатива традиционным образовательным программам

Вокруг того, что учебные программы детских садов не устраивают многих мам и пап, сейчас ведется много разговоров и дискуссий. Пока одни думают, как модернизировать дошкольное образование, чтобы оно соответствовало современным требованиям, другие - родители, бабушки и дедушки - все чаще, и даже несмотря на платность, либо отдают ребятишек на занятия в развивающие центры, которые быстро берут на вооружение новые методики, либо сами дома занимаются с детьми по выбранным развивающим программам. Так, в последнее время все больше последователей находит ТРИЗ-педагогика.

Это система, целью которой является воспитание Решателя, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами. Она включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с такими аудиториями является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры.

Методика ТРИЗ применяется во многих европейских странах. Центр Российской ассоциации ТРИЗ находится в Санкт-Петербурге. Его представитель Геннадий СЕЛЕЗНЕВ со своими коллегами в созданном ими саду «Джигетай» занимается по этой методике с малышами, много ездит по стране с обучающими семинарами. Заглянул он и в Великий Новгород и провел учебу для неравнодушных к будущему своих чад мам и пап.

- Моя задача как воспитателя - не ограничиваться только лишь стенами дошкольного учреждения или игровой площадкой во дворе сада: мы ходим по всему городу, - рассказывает Геннадий Александрович. - Дети всё воспринимают через игру, поэтому и мир они должны познавать играючи. Ну, например, привожу малышей на почту, договариваюсь с сотрудниками, и детей пускают за перегородку - туда, откуда почтовый конверт или посылка отправляется в другой город или страну. Сотрудники отделения связи показывают ребятам, как правильно упаковать посылку, дают попробовать это сделать. Тут я подключаюсь и рассказываю о том, какие страны есть, как далеко они находятся. Или другой пример: привожу детвору на рынок, даю задания - одной группе найти самый дешевый сыр, другой - узнать, сколько стоит масло у разных продавцов. Даю ориентир, где я буду их ждать через определенное время, и они выполняют задание. Конечно, я за ними присматриваю, так что не потеряются. Что такой способ развивает? Самостоятельность, умение работать в команде, нести ответственность за другого и за принятое решение, ориентироваться во времени.

Основные ресурсы ТРИЗ - это информация, которую дети должны получить, и вещества и их свойства, через которые мы тоже познаем мир.

По словам Геннадия Селезнева, дети должны сами выдумывать игры, загадки, ребусы, для того чтобы научиться учиться и находить выходы из сложных ситуаций. Например, как получить желаемый результат, если нельзя, но хочется. ТРИЗ позволяет это сделать, не нарушив при этом ни одно условие.

- Различных пособий по ТРИЗ-педагогике издано много - и зарубежных авторов, и российских - ссылки на книги и даже полнотекстовые варианты можно найти в Интернете, - продолжает разговор Селезнев. - Для того чтобы ТРИЗ пришел в муниципальные образовательные организации, нужно одобрение программ Министерством образования и науки РФ. Могу сказать, что одна из развивающих программ уже одобрена экспертами министерства. Надеюсь, что скоро школы и детские сады, а в Санкт-Петербурге есть порядка 15 образовательных учреждений, использующих нашу методику в дополнение к основным учебным планам, смогут законно брать за основу своей работы с детьми ТРИЗ.

Одна из мам, присутствовавшая на встрече, спросила у Геннадия Селезнева, как интересно, на его взгляд, можно отметить день рождения сына, которому исполняется три года. Педагог посоветовал не побояться дать малышу некую сумму денег и с кем-нибудь из взрослых, но не с родителями, отправить его за продуктами к праздничному столу. Сопровождающий не должен вмешиваться в процесс отбора. А потом приготовить вместе с именинником, и только из этих продуктов, не докупая ничего другого, угощения. И конечно, пригласить гостей. По мнению Селезнева, праздник удастся. Попробуйте.

Людмила ДАНИЛКИНА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА