Право на счастье
Юлию ФРОЛОВУ хорошо знают и любят новгородские театралы — на сцене она уже 15 лет. В сегодняшнем репертуаре это Марга в «Укрощении дикаря», графиня Альмавива в «Женитьбе Фигаро» и еще добрый десяток ролей.
Коренная новгородка, она с детства мечтала «быть Аллой Пугачевой», рисовала афиши и ставила с детворой спектакли у бабушки в деревне. Но актрисой театра стала случайно.
— Хотя я успешно занималась в театральной студии творческого центра «Визит», а затем — в нашем культпросветучилище, и даже шла на красный диплом, об учебе в Питере и Москве уже не думала. Смирилась с просьбой матери остаться дома. Но от судьбы не уйдешь: однажды мы с однокурсниками увидели у драмтеатра объявление, что питерская театральная академия набирает студентов. Пошла, помню, с друзьями как группа поддержки, а именно меня из всей толпы мастер выбрал и спросил: «Что так смеешься? Прочитаешь что-нибудь?». Я и прочитала… Новгородский фольклор — страшилку про чертей. Так с этой страшилкой и все туры отборочные прошла. Потом уже маму перед фактом поставила, что поступила, и надо уезжать. Не жалею о своем решении ни на мгновенье — такая в Питере школа замечательная! Меня научили смелости, самоотдаче, научили тратиться. Тому, что, в принципе, для каждой женщины важно. Вот у меня — семья, двое детей, любимая профессия, я все люблю, всему отдаю себя. Никогда однозначно не отвечу, что на первом месте: для меня важно и то, и другое. Моя профессия — это образ жизни, и домашний тыл ох как важен. Чтобы тебя принимали такой, какая есть. Не всякий жену-артистку выдержит. Вот посмотрите, сколько у нас в театре красавиц, которые еще не нашли свою вторую половинку!
А вот в жизни, по словам Юли, она никогда не играет, хотя иногда своим театральным даром пользуется:
— Бывает, на бытовом уровне: крыша потекла, починить надо. Или, помню, как рожала во втором роддоме. Плохо мне было, наверное, все шекспировские монологи вспомнила, а врачи, среди которых много театралов, лишь объясняли окружающим: «Артистка рожает!». Все это на несознательном уровне происходит. Но дома я всегда искренна. Хотя, с другой стороны, даже песня есть такая старая: «Должна быть в женщине какая-то загадка, должна быть тайна в ней какая-то…». Помните? Я с этим согласна.
Больше всего Юля любит играть лирических героинь, но чаще всего ей достаются роли всевозможных секретарш и любовниц-разлучниц. Поэтому роль Анны Демби, жены великого трагика, в спектакле «Гений и беспутство» она считает особой, переломной, необычайно сложной и интересной. В первом акте она играла влюбленную фанатку, а во втором — взрослую женщину, успешную актрису, жену гения. Впрочем, любая роль для этой актрисы — как маленький ребенок:
— Мне не важно, положительный или отрицательный герой. Стараюсь вжиться в образ и, если надо, оправдать свою героиню. Как это было в «Божьих одуванчиках». Моя героиня, брачный агент Ангелина Выхухолева, такой ужасный монолог произносила в адрес пенсионерок: типа, вы нам, молодым жить не даете, вас, как кошек на помойке, и так далее… Мне не близка ее позиция, у меня бабушка любимая жива, но я нашла для Ангелины оправдание, придумала для нее историю загнанной жизнью девушки, которая ради детей работает на десяти работах.
Или роль парикмахерши, которую недавно я играла в театральной студии. Это — одинокая женщина средних лет, которая по объявлению познакомилась с заключенным, уголовником, поверила ему и стала жить ожиданием любви. Конечно же, он приехал и обманул ее. Мы даже спорили, есть ли на самом деле в жизни такие дуры? Даже не дуры, а очень наивные. Уверена, что есть. И немало, надо просто постараться их понять и, может быть, пожалеть. А с другой стороны, хочу сказать: «Женщина всегда должна оставаться женщиной, в какую бы ситуацию она ни попадала! Не надо опускать руки и отчаиваться, надо верить и надеяться. Ведь женщина в любом возрасте имеет право быть счастливой: и в 60, и в 70, и в 80 лет! И потом: если у человека внутри есть позитив, оптимизм, солнце, то и к нему положительная энергетика притягиваться будет. А вообще, женщины-новгородки — замечательные. У меня есть друзья из Питера, Москвы, которые всегда говорят, что у нас — удивительный город и удивительные по красоте и обаянию женщины.
Лиза, Лизавета, я люблю тебя за это
Елизавете НАЗАРКИНОЙ — 28 лет, а большинству ее героинь едва исполнилось 18. Но такие вещи в театре — норма, ведь с высоты своего возраста можно лучше переосмыслить и прочитать роль молоденькой девушки. Про Елизавету говорят, что в нее нельзя не влюбиться. Такие слова стали все чаще и чаще слышны после спектакля «Коварство и любовь», в котором она сыграла вместе с питерским актером Ильей Носковым. Те, кто видел их вместе, признаются, что нельзя было различить, где актер столичный, а где — провинциальный. Поэтому неспроста на стене Лизиной гримерки за эту работу висит диплом IV Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге». Ей самой дорога роль в «Коварстве и любви»:
— Это — история любви, почти такая же, как Ромео и Джульетта. Только здесь вражда не семей, а сословий стоит на пути влюбленных. Моя Луиза — простая девушка, дочь скрипача, не может быть вместе с бароном. Поэтому и такой трагичный финал. С Ильей мне было хорошо играть, в нем я увидела ту мягкость, ту нежность, которые кардинально изменили контекст спектакля. Наверное, и мою игру. Ведь так бывает и в жизни, когда мужчина меняет женщину. Когда от партнера зависит, какая с ним рядом будет женщина. А вообще мне интересны все роли, простушки или графини — без разницы, интересны внутренние переживания героинь. Хотя могу сказать, что есть и некоторые предпочтения: трагедия мне все-таки ближе комедии, а Чехов ближе, чем Островский.
Иногда, признается Елизавета, сложно войти в роль, особенно когда представление о героине совсем не совпадает с тем, что представляет себе режиссер. Так было с ролью Сюзанны из «Женитьбы Фигаро»:
— По сценарию Сюзанна — эдакая коварная, изворотливая, хитрая служанка. А я представляла ее попроще, более мирской что ли. Более живой и веселой, как, например, героини Ирины Муравьевой. Пришлось искать компромиссы, что очень нелегко. Ведь хоть и понимаешь, что это — просто роль, просто игра, всегда стараешься полностью вжиться в образ, в ситуацию. Когда я выхожу на сцену, я не вижу никого, только чувствую настроение зала. Зато после работы, бывает, частенько разглядываю людей в общественном транспорте. Особенно красивых женщин. Иногда даже боюсь, что неправильно меня поймут... Шутка! Просто столько вокруг красивых лиц, столько красивых женщин! Всех их поздравляю с весенним праздником и желаю одного — любите себя и дарите свое тепло другим!
Южный цветочек
Людмилу ПАВЛЕНКО частенько называют южным цветочком. Причина — ее место рождения, город Ташкент, хотя сама прожила в Великом Новгороде уже 17 лет, в прошлом году закончила НовГУ и восточной женщиной себя не считает. По ее словам, актрисой она просто-напросто родилась:
— В один прекрасный момент я поняла, что мне просто необходимо самовыражение, сцена. Словно во мне проснулось то, о чем я должна рассказать, донести всем окружающим. Чтобы кто-то выслушал тебя и понял. И сцена — это как раз такое место, где можно показать свое нутро. Еще профессия дает мне возможность пережить те многие моменты, которых, скорее всего никогда не будет в моей жизни. И это здорово! На сцене я учусь жить и на сцене я живу. Обыденная жизнь и театр так переплелись между собой, что для меня это — одно понятие.
Те, кто видел Людмилу в спектаклях, наверняка заметил, что она одинаково вдумчиво и проникновенно играет и Дюймовочку в хорошо известной сказке, и восточную принцессу Лейлу из «Аладдина», и медсестру Людочку в «Покровских воротах». Во всех героинях она ищет точки прикосновения с самой собой, пропуская роли через свою душу.
— Вот, Дюймовочка — нежное существо, открытый ребенок, который попал в непростую жизнь. Такое случается и со всеми нами в молодости, когда мы ищем друзей, любви и сталкиваемся с массой трудностей. Да, каждый день нас меняет, и это хорошо, меняться просто необходимо. Но необходимо и умение сохранить в себе то чистое, с чем мы пришли в наш мир. Разве не заставляет известная всем сказка задуматься над этим? Или взять Людочку из «Покровских ворот». Мне кажется, что она так похожа на меня: вдумчивая, нежная, интересная, заботливая и мечтающая любить. Она и профессию-то такую себе выбрала заботливую — медсестра. Или взять неоднозначную, на мой взгляд, роль Лейлы. Несмотря на то, что она принцесса и может использовать свое положение, все равно она — восточная женщина, которая не имеет права голоса. Поэтому для меня этот спектакль — не просто фантазия на тему Востока, а нечто большее, я еще додумываю свою роль и считаю ее незавершенной.
Русские женщины — совсем другие: они красивые, умные, если они выбрали свой путь, то пойдут по нему до конца. Они преданные и любящие. В каждой женщине — кладезь всего. Наверное, когда Бог создавал ее, он вложил в нее и актерский дар, и сгусток энергии и эмоций. Я иногда даже не понимаю, как мы, женщины, можем так глубоко переживать… Но если все это исчезнет — будет плохо. Храните в себе этот дар!
Я — хулиганка!
Именно так заявила о себе самая молодая, но очень перспективная актриса театра Мария МЕДВЕДЕВА:
— В своих ролях я всегда ищу отличие своих героинь от себя. Это так интересно. Но и одновременно страшно. Каждая новая роль — как бой, в который бросаешься с головой. И это — как кусок, оторванный от тебя. Что такое моя профессия для меня же? Нехватка каких-то эмоций в жизни? Потребность что-то донести до кого-то? Я постоянно думаю об этом и еще не ответила на данный вопрос. Да я и в обыденной жизни разная: бываю то настоящей хулиганкой, то серьезной и строгой. Я такая разная!
Наверное, поэтому Маше одинаково хорошо даются такие непохожие роли, как Настенька в «Белых ночах», молоденькая Одри на роликах в «Примадоннах», Марго в «Укрощении дикаря» или тот же Малыш в «Карлсоне». Но, как считают сама Мария и ее старшие коллеги, ее главные роли — еще впереди и уже близко. Трудный путь к ним она уже прошла. И совсем скоро новгородцы увидят недавнюю выпускницу актерского факультета НовГУ в новом спектакле, не похожем ни на один прежний из репертуара новгородского драмтеатра, — по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмита «Отель двух миров». Его премьера состоится 18 марта, и Мария Медведева сыграет в нем главную роль. По ее просьбе я не буду рассказывать весь сюжет, скажу лишь, что это — история любви. Любви такой сильной, что может преодолеть любые преграды и вытащить человека из любой ситуации.
Маша призналась, что мыслями она уже там, в будущем спектакле, и мечтает сыграть новую роль четко, качественно, честно и искренне:
— Чтобы она тронула душу каждому, кто сидит в зале. Надеюсь, получится. Тем более что в последнее время со мной происходят настоящие чудеса: получаю роль и вижу, что это же со мной сейчас и в жизни происходит! Это очень помогает, это настоящее чудо! Поэтому всем новгородкам, всем женщинам хочу пожелать верить в чудо. Главное — быть готовым к нему, ждать его. Оно непременно случится! У каждого!