— Благодаря своевременным мерам, принятым на федеральном уровне, часть новых веществ, немедицинское употребление которых приводит к развитию наркозависимости, включена в перечень запрещённых к обороту, — сказал начальник управления Герман ШИРОКОВ. — В то же время компоненты некоторых из них находятся в свободной продаже. К ним относится и такой опаснейший наркотик, как дезоморфин, изготавливаемый из кодеиносодержащих препаратов, приобретаемых без рецепта в аптечной сети.
Дезоморфин, или, как его ещё называют, «крокодил», в Новгороде уже употребляют в наркопритонах. Из 11 таких злачных мест, выявленных УФСКН в 2010 году, шесть являлись дезоморфиновыми. И это только те, о существовании которых стало известно борцам с наркобизнесом.
Каждая страна, столкнувшаяся с угрозой дезоморфина, борется с «крокодилом» своими средствами. Например, в аптеках Израиля, объединённых общей компьютерной сетью, каждый покупатель обязан оставить личные данные. И если клиент закупается кодеиносодержащими препаратами в больших количествах, есть повод заподозрить его в изготовлении и употреблении дезоморфина. Далее все зависит от профессионализма местных правоохранительных органов.
В России, где дезоморфин появился более пяти лет назад и на сегодня число изъятых среднеразовых доз этого наркотика исчисляется десятками миллионов, с ним борются силовыми методами: задержаниями наркозависимых лиц, выявлением притонов. Однако условия для формирования армии жертв «крокодила» государством не устранены по сей день — подготовленный при участии ФСКН России законопроект о рецептурном отпуске кодеиносодержащих препаратов до сих пор ждёт своей очереди в Госдуме. А значит, пока страна по-прежнему обречена на дальнейший рост числа потребителей дезоморфина.