Ректор Регионального центра развития образования Владимир АВЕРКИН, начав обсуждение, сообщил, что изначально в кабинетах Министерства образования и науки РФ витала идея создать Образовательный кодекс:
— И это было бы правильно. У нас в России действуют десятки кодексов, есть Лесной, Земельный или Внутреннего водного транспорта, а вот кодекса сферы, от которой напрямую зависит жизнь каждого гражданина и страны в целом, нет. К сожалению, идея так и осталась идеей. А имеем мы сейчас проект, разработчики которого путаются даже в том, как правильно назвать территории РФ: в одних местах читаем «регионы», в других — «субъекты». В нормативных актах такого уровня подобные вольности в обозначениях не допустимы.
А вот по мнению заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики региона Вадима ВЕЙКОВА, если что-то и стоит на 200 страницах текста этого документа отслеживать, так только концептуальные вещи, например, гарантирует ли законопроект общедоступность образования. Мотивируя свою точку зрения, Вадим Аркадьевич заметил, что школы, детские сады и другие образовательные учреждения области никуда после принятия закона от нас не денутся, а будут продолжать работать.
С такой позицией категорически не согласились представители учебных заведений. Учреждения, безусловно, останутся, но могут существенно измениться требования как к педагогам, так и к учащимся, и к родителям. Директор лицея-интерната Великого Новгорода Ирина ГРЕБЕНЩИКОВА убеждена, что законопроект нужно изучать буквально построчно:
— В том виде, в каком сейчас, он очень сложен для восприятия. Вот, к примеру, в начале законопроекта читаю, что обязательным считается обучение с 1 по 9 класс, хотя действующим законодательством прописано, что таковым является общее полное среднее образование. Так, думаю, грядут перемены. Но через страниц 100 читаю про обязательные 11 классов. На что же школам ориентироваться? Или вот еще. Данным вариантом будущего главного образовательного документа страны общественно-полезный труд учащихся признается незаконным. Получается, что дети могут не дежурить по школе, не помогать в столовой и не приводить в порядок свой же класс. Но ведь это не правильно! И таких, я бы сказала, опасных ляпов в обсуждаемом документе очень много. Поэтому читать его нужно буквально под лупой и требовать изменений в каждой строчке.
Исполнительный директор общественной организации «Фонд содействия некоммерческим проектам» Нина КОСТЕНКО тоже уверена, что законопроект об образовании требует серьезных изменений. Но главное, по ее мнению, вести разъяснительную работу с населением, ведь если люди не понимают сути грядущих перемен, они воспримут их в штыки, что сейчас, собственно, и происходит. Общественница предложила выпустить информационные буклеты, в которых подробно описать ситуацию в возможном развитии по каждому направлению — детские сады, школы, профессиональные училища и т.д. Что из себя представляет их работа сейчас и что будет после принятия закона. И вроде как предложение Костенко чиновники поддержали, но напомнили про финансовую сторону вопроса, ведь буклеты нужно макетировать и печатать. А деньги где?
Впрочем, стоит сказать, что такая сводная таблица давно уже составлена специалистами комитета образования региона, ею в своем выступлении и пользовался Вадим Вейков. Правда, широкой публике ее не спешат демонстрировать. Даже на Новгородском образовательном портале информации о грядущих переменах нет никакой.
Новгородцы, так же, как и все жители страны, еще могут высказать свое мнение, внести свои предложения. Многие, наверное, думают, что не стоит вмешиваться, что сильные мира сего знают, как нам будет лучше. Но это не тот случай, когда лучше промолчать. Иначе мы все рискуем оказаться на месте персонажей известной немой сцены другого произведения Гоголя, когда закон уже вступит в силу, а мы его не ждали и не согласны с ним…