Жалко, конечно. Но юным управленцам хватает хлопот и без разбирательств в премудростях учебного графика.
Государственное устройство средней школы села Лычково Демянского района — демократическая республика. Как и положено таким государствам, здесь есть президент — выборная должность, премьер-министр, кабинет министров и свой парламент, работают избирательная комиссия и шесть министерств.
— Все приближено к устройству Российской Федерации. Только вот ветвей власти не три, а две: законодательная и исполнительная, судебная у нас отсутствует, — рассказывает заместитель директора учреждения Татьяна МИХАЙЛОВА. — Школьная республика помогает детям понять, как все на самом деле устроено у нас в стране и, главное, как эта система работает.
Некоторые педагоги относятся к ученической демократии как к забаве. Но сами дети не играют в республику, они живут в ней: в каждом классе есть члены правительства, заседания которого проходят ежемесячно. Ребята сами планируют мероприятия и акции и сами же задуманное претворяют в жизнь.
— Когда только в школе начали внедрять самоуправление, а это конец 90-х годов прошлого века, довольно тяжело было подвести детей к мысли, что не учителя должны развлекать их после уроков, а они сами. И если хотят что-то провести, то и ответственность за это нужно брать на себя, а не перекладывать на плечи взрослых, — продолжает Михайлова. — Но за многие годы педагоги так привыкли к многочисленным проектам наших министерств и законодательным актам детского парламента, что представить школьную жизнь без ученического самоуправления мы уже не можем, да и не обойтись нам без помощи и активности ребят.
Министр физкультуры и спорта школьной демократической республики Екатерина МАТВЕЕНКО говорит, что государственная служба развивает лидерские качества, учит разбираться в людях:
— Самое сложное — убедить других ребят делать все сообща, а не тянуть каждому одеяло на себя.
Катя увлекается спортом — играет в лапту и баскетбол. Говорит, что если бы занимала пост министра спорта, туризма и молодежной политики РФ, то в первую очередь сделала бы все возможное, чтобы укрепить материально-техническую базу спортивных центров и школ по всей стране и начала бы с замены устаревшего инвентаря и тренажеров.
Обсуждая перспективы развития школьного самоуправления, учителя средней школы села Лычково Демянского района согласились с тем, что детей нужно активно привлекать не только к проведению внеурочных мероприятий, но и к обсуждению законодательных инициатив в сфере образования регионального и федерального уровня, тем более что ребята проявляют интерес к этому. И инициативу: лычковские школьники задают вопросы Президенту РФ и получают ответы.