{thumbimage 150px 1}Виктор КУЦ - обладатель уникальной для нашего региона профессии, совмещающей в себе в равной степени страсть к небу и заботу о лесе
Герой нашего сегодняшнего рассказа - единственный в нашей области лётчик-наблюдатель, на попечении которого четыре миллиона гектаров зеленого богатства Новгородчины. Сейчас, когда основной аврал в его работе позади, у Виктора Куца появилось время, чтобы поделиться с корреспондентом «НВ» своими размышлениями о буднях и перспективах новгородской авиационной лесоохраны, а также... прочитать стихи.
Страсть к небу появилась у него еще в юности, когда Виктор, впрочем, как и любой другой мальчишка, мечтал связать свою жизнь с большой авиацией. А чувство бережного отношения к природе, и, как бы пафосно это ни звучало, любовь и уважение к ней, по словам летчика, впервые с особой остротой возникли в душе далеко от Родины, когда он служил в армии на Кубе. Красоты тропиков его не очаровали, а напротив, заставили тосковать по милым его сердцу среднерусским широтам.
Присягнул новгородским лесу и небу Виктор Куц еще в 1974-м. До этого были учёба в Лисинском лесохозяйственном техникуме в Ленинградской области и лётная штурманская подготовка при Высших лесных курсах СССР в Пушкине, недалеко от Москвы.
И хотя профессия летчика-лесника сопряжена с опасностью, в экстремальные ситуации в воздухе, по признанию моего собеседника, он никогда не попадал. Объясняет это Виктор Куц везением и, без ложной скромности, своими профессиональными действиями во время полёта, не допускающими самой возможности возникновения чрезвычайного происшествия в небе.
Даже командировка на 45 суток в 1987 году в зону ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС прошла для него без последствий. Предельно допустимую норму облучения, 25 рентген, он не получил:
- Передо мной поставили специфическую задачу. Я должен был предотвращать возгорание лесов в зоне отчуждения. В случае огненной опасности высаживал на место пожарный десант.
В середине лихих и безденежных
1990-х его напарник уволился. С тех пор с воздуха Виктор Куц управляется со всем новгородским лесным хозяйством один. Если бы не его искренняя увлечённость своим делом, возможно, и у нас в регионе, так же, как в соседних Псковской или Ленинградской областях, от авиалесоохраны не осталось бы следа. В отпуск Куц уходит в дождливый июнь, когда возникновение пожаров маловероятно, и больничный берёт редко.
- Не всё измеряется денежным содержанием. Я даже доплачивал бы, чтобы остаться на своей работе, настолько люблю лес и небо, - шутит Виктор Николаевич. - Ещё в социалистические годы по этому поводу я сочинил стихо-
творение «Призвание», где у меня есть такие строки:
«Призван я небом и лесом
профессию выбрать летнаба».
(Прим. авт. Летнаб - официальное сокращение лётчик-наблюдатель).
Не продаётся вдохновенье
Упомянуть, что поэзия в жизни Виктора Куца занимает особое место, или ограничиться традиционным журналистским «к слову» или «кстати» не выйдет. Сочиняет стихи летчик-наблюдатель не только ради души, но и для дела. Свои вирши он не стеснялся транслировать во время полёта через звуковещательную станцию, предназначенную для пропаганды противопожарных профилактических мероприятий. С неба на огромное расстояние разносились его увещевательные четверостишья:
Помнить нужно ежечасно,
Летним днём в период зноя,
Очень уж огнеопасны
Мхи, лишайники и хвоя.
Правда, было это ещё в доперестроечный период, когда денег, выделенных на топливо, не жалели. И можно было, подлетев на низкой высоте к какому-нибудь населенному пункту, сделать несколько кругов и провести агитацию среди его жителей. По воспоминаниям Виктора Куца, такие поэтические призывы хорошо воздействовали на нарушителей порядка в лесу, разводивших костры в неположенных местах: к голосу с неба прислушивались, и огонь тут же тушили.
Виктор Николаевич не ограничивается исключительно темами, посвящёнными природе или охране окружающей среды, и кое-что из его лирики даже было опубликовано в специальном журнале «Лесные вести». Два года назад, в преддверии 1150-летия Великого Новгорода, он принял участие в открытом поэтическом конкурсе на лучший текст к гимну города. Поэт немного сожалеет о том, что автор утверждённого жюри варианта позабыл о демократической составляющей истории нашего города: «Ведь вече - один из главных символов Великого Новгорода». Виктор Куц выразительно декламирует свой припев гимна, который мог бы стать официальным.
Ты родина вольного русского веча,
Заступник суровый
народных свобод,
Державной России державный оплот.
Да славься, Великий наш Новгород,
вечно!
Под крылом самолёта
Этим засушливым летом предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации у нас в области были такие же, как и по всей стране. Но период с установившимися аномально высокими температурами регион пережил благополучно - Бог миловал. Впрочем, Виктор Николаевич говорит, что опасность миновала нас благодаря добросовестному труду лесничих на местах, сознательности граждан и постоянному отслеживанию властями пожароопасной обстановки. Как результат слаженной работы - с апреля по сентябрь этого года зафиксировано всего 75 лесных пожаров на площади 218 гектаров. Количество очень небольшое, поскольку за предыдущие десять лет среднее статистическое за год, по подсчётам Виктора Куца, составляет 180 пожаров.
Куда сильнее поволноваться ему пришлось летом 1992, 1996 и 2002 годов. Тогда на каждое из них выдалось в среднем по 800 пожаров, а выгорело примерно шесть тысяч гектаров леса. Но особенно запомнился 1999-й, когда ежедневно возникало до 15 пожаров. Один из самых крупных пятикилометровым фронтом надвигался из Псковской области на границы нашего региона. Огненная стихия угрожала Поддорскому району. Телеграммы в адрес руководства соседнего региона, чтобы те подключались к тушению пожара, оказались безрезультатными:
- Как разведчик Рихард Зорге сообщал о надвигающейся войне, так и я регулярно телеграфировал в Псков, чтобы там скорее принимали меры. Дело осложнялось еще и тем, что местность в зоне возгорания являлась болотистой, а потому противопожарные разрывы сделать было невозможно. Кроме того, привлечь свои собственные пожарные бригады в тот момент мы не могли, поскольку горели другие районы Новгородской области и основные силы были задействованы там. Надежда оставалась на погоду, которая бы принесла ливни.
Начало августа выдалось тогда действительно жарким. Чтобы изменить ситуацию, было даже принято решение пригласить на борт самолёта священнослужителей. От кого шла инициатива, Виктор Куц уже не припомнит, но тогда батюшки Новгородской епархии во главе с владыкой Львом облетали пожароопасную территорию с молитвами о дожде. На следующий день после церковного облёта он и правда закапал, однако не с такой силой, чтобы остановить огонь. Справиться с ним в итоге смогли новгородские пожарные и лесничие.
О малой авиации
замолвите слово
Как показал этот засушливый сезон, авиапатрулирование продолжает оставаться и по сей день эффективным и, что более существенно, экономически выгодным способом выявления очагов возгорания и лесонарушений.
- Не так давно рассматривалась возможность применения беспилотного летательного аппарата, однако это слишком дорогостоящее средство контроля над лесом. Его покупка обошлась бы области как минимум в 35 миллионов рублей. При этом не учитывались в расчетах расходы на его обслуживание и содержание экипажа, который должен управлять беспилотником на земле. Мне бы таких средств хватило лет на десять, - рассуждает Виктор Николаевич.
В службе лесоохраны отличным результатом считается, если в полёте на обнаружение точных координат пожара уходит 15 минут. Виктору Куцу в этом деле большим подспорьем служит имеющаяся в его арсенале спутниковая система навигации, которая позволяет точно определить точку нахождения самолёта в тот или иной момент времени. Благодаря GPS-приёмнику на нахождение возгораний тратятся секунды. Скорость важна и для быстрой ликвидации пожара наземными пожарными бригадами, и для удешевления лётного времени. Так, поделился информацией Виктор Николаевич, стоимость четверти часа полёта выходит в сумму 10 тыс. рублей. К тому же при сильной задымлённости система спутниковой навигации иногда остаётся единственным способом вычислить свои координаты, чтобы посадить самолёт в незнакомом месте во время ликвидации пожара. Вообще, в нашем разговоре о лесе и небе достаточно приземленная тема о том, как сделать менее затратным надзор над зелеными просторами, становилась все более заметной.
Старенький АН-2, на котором работает наш герой и который, кстати, арендуется у псковичей, хотя и остаётся по сей день пригодным для осмотра территорий, стал дороговат в эксплуатации из-за большого расхода топлива - 170 литров на час полёта.
- Этот самолёт предназначен для других целей, например, для доставки пожарных десантов к месту тушения лесных пожаров, - объясняет Виктор Николаевич. - В этом случае его выгодно использовать. А регулярное патрулирование с одним лётчиком-наблюдателем на борту выходит в копеечку. Отечественная авиационная промышленность отстала, а нам сегодня необходимы лёгкие и экономичные летательные аппараты.
Идеальным вариантом, по мнению Виктора Куца, могло бы стать приобретение для нужд региона легкомоторного американского самолёта «Цессна». Он маневреннее и дешевле, чем российские аналоги. Однако вопрос об оснащении новой техникой начинает его беспокоить в меньшей степени, когда речь заходит о механизме выделения средств на воздушный контроль над лесом. Последние три года лесничим приходится тратить свои усилия в первую очередь не на борьбу с огненной стихией, а на преодоление бюрократических препон, вызванных 94-м Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Новые нормативы, по словам Виктора Николаевича, никак не учитывают погодные реалии, от которых зависит вероятность возникновения пожароопасных ситуаций:
- Количество вылетов в 2010 году из-за высоких температур увеличилось, а потому выделенные на это лето федеральные деньги закончились уже в июле. Для того чтобы получить дополнительные средства, нам необходимо было проводить новые аукционы, срок процедуры которых - 45 суток. Эти требования не вписываются в практику, и по большому счёту они неуместны. До смешного доходило: нам пожар ликвидировать надо, а мы аукцион проводим на работы, направленные на его тушение. Понятно же, что промедление, вызванное бумажной волокитой, здесь смерти подобно. Должно быть прямое сметное финансирование работ нашей службы. К счастью, администрация области обратила внимание на данную проблему и способствовала ее оперативному решению.
Кодекс чести
Виктор Николаевич Куц, отдавший службе лесоохраны 37 лет, не может ни понять, ни принять последний, от 2006 года, Лесной кодекс. В результате него в области было сокращено 600 лесничих, а в целом по стране - 150 тыс. работников леса. Государство сэкономило, но законы были приняты в ущерб делу, говорит летчик:
- В связи с сильными пожарами во многих регионах центральной части России правительство сегодня ставит вопрос о переоснащении техникой Министерства по делам гражданской ситуации и чрезвычайных ситуаций. Это важно. Но ведь главное - не допускать пожары. К сожалению, данный момент на государственном уровне активно не обсуждается. Но понятно ведь, что необходимо выделять деньги и системе лесного хозяйства на предупреждение и профилактику пожароопасных ситуаций.
Для того чтобы лес приносил доход, уверен Виктор Куц, необходимо создать отдельное министерство лесного хозяйства:
- Леса в дореволюционной России приносили больше дохода, чем золотые прииски. Сегодня ещё только предстоит отработать систему доходности леса. А если говорить о лесе с точки зрения экологии, то здесь его значение вообще неоспоримо.
Грустную улыбку у единственного в области лётчика-наблюдателя вызывает и вступившее в силу в прошлом году федеральное новшество о проведении авиационного мониторинга. Согласно новым требованиям под воздушное патрулирование теперь попадает лишь две трети лесных площадей области. И то эта территория, что называется, была отвоевана с боем у чиновников федерального агентства лесного хозяйства. А вот Национальный парк «Валдайский», например, уже не под надзором Виктора Куца.
- Приходится всеми правдами и неправдами осматривать и не подведомственную мне сторону, - жалуется мой собеседник. - Совесть не позволит пролететь мимо возгораний.
Так этим летом Виктор Николаевич «незаконно» обнаружил пожар на границе Новгородской и Тверской областей, в районе озера Селигер. Следуй он букве предписаний и положений, не известно, на какие бы километры разбежалась стихия по валдайским соснякам.
Вместо эпилога
И всё же мой долгий разговор с Виктором Николаевичем закончился на позитивной ноте. Его многолетние поиски напарника, а правильнее сказать, теперь преемника, увенчались успехом. Пару недель назад на помощь ему был принят на службу в областной комитет лесного хозяйства и лесной промышленности выпускник кафедры лесного хозяйства Новгородского института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ. По словам Виктора Куца, главное, что парень увлечён лесом, а всё остальное со временем приложится:
- Как ориентироваться в воздухе, я его научу. Но патрулировать он сможет только после специальной подготовки на лётных курсах. Надеюсь, что средства на обучение, а это более миллиона рублей, поступят в область из Рослесхоза. Лес - собственность государственная, а потому и люди, защищающие его, должны быть по-настоящему государевы.
Наказ лесничему
Дерзай, лесничий, русский лесовод,
В делах лесных искусный мастер!
Ведь лес - твой храм,
где купол - небосвод,
А ты в том храме - мудрый пастырь.
Пусть наш лесной закон бесчестный,
Коль этот храм так осквернил.
Но есть ещё и кодекс чести:
Ему на верность присягни.
Живи в гармонии с природой
И ей как Родине служи.
Лес - достояние народа,
И им как верой дорожи.
12 января 2010 г
Анна МЕЛЬНИКОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)