— На заседании Всероссийской педагогической конференции, прошедшей недавно в Великом Новгороде, вы говорили, что минувший учебный год был для вашего учреждения наиболее удачным.
— Наиболее удачным в плане того, что стало намного легче решать финансовые вопросы. На конференции обсуждался принятый в мае федеральный закон
№ 83, согласно которому в 2011 году организации социально ориентированных отраслей должны будут выбрать для себя статус автономного, бюджетного или казенного учреждения. А поскольку год назад наша гимназия стала автономной, и мы только выиграли от этого, я убеждал коллег из других регионов, что новая форма хозяйствования пойдет школам только на пользу. Я понимаю, почему в других субъектах РФ боятся перемен. Есть регионы, где в отличие от Новгородской области до сих пор еще школы не имеют собственных бухгалтерий, где не введено нормативно-подушевое финансирование и не применяется новая система оплаты труда. А все это необходимо для успешной реализации закона. Поэтому-то сейчас на местах и сопротивляются.
— Главное, чего боятся люди в связи с ФЗ № 83, что школьное образование станет платным. Может ли быть такое?
— Отрицать возможность изменения федерального стандарта обязательного, гарантированного и профинансированного государством учебного плана нельзя. Сейчас школьник бесплатно учится в неделю 36 часов. На мой взгляд, не исключено, что базовый курс может быть сокращен. Но знаете, не думаю, что это так уж плохо. Давайте разберемся, что здесь к чему.
В советские времена учитель был основным источником знаний, и школьнику по большому счету негде было получить необходимую для жизни и личностного потенциала информацию, кроме как у своих педагогов. Более того, нужно было запоминать формулы, даты, так как не существовало Интернета под рукой. Сейчас же задача школы меняется: нет необходимости детям запоминать большой объем конкретных знаний, зато нужно их научить находить нужную информацию по узкому профилю, правильно пользоваться ею, привить навыки общения, адаптировать их в обществе. Поэтому сейчас в школах на равных с образовательной функцией встает и воспитательная. Что плохого в том, что скажем, начиная с 9–10 класса учащийся будет получать не 35–36 обязательных часов в неделю по предметам, а допустим, 25–26, в остальное же время он будет заниматься по узкому, выбранному им направлению с возможностью практического применения знаний.
— Руководители многих школ опасаются, что согласно все тому же ФЗ № 83 лишатся государственного заказа на образовательные услуги. Но судя по тому, что именно гимназию № 3 как образцовую демонстрируют различным делегациям федерального уровня, ваши педагоги без работы не останутся.
— Скажем так, материально-техническое состояние нашего учреждения в сравнении с некоторыми другими школами лучше. За счет чего? Нашему обществу нужно понять, что образование — это отрасль экономики, а школы — соответственно, предприятия, на которых грамотно должна быть выстроена политика управления и распределения средств. Директор современной школы может не иметь педагогического образования. Я по второй специальности — менеджер социальной сферы, и не учу детей. Наряду с организацией образовательного процесса занимаюсь тем, что ищу поставщиков, готовых работать на выгодных для нас условиях: предоставлять скидки, давать отсрочки по оплате за услуги. Совместно с административной командой, которая отвечает за разные направления работы гимназии, мы разрабатываем проекты, наполненные и познавательным для детей и их родителей содержанием, и экономически выгодным для учреждения.
— Какие проекты в планах?
— Создание детского автогородка и выставочного центра, где будут экспозиции биологического, экологического, краеведческого плана. Скоро стартует наша давняя мечта — проект «Электронный дневник». Для этого все уже готово: выбран программный продукт, у каждого учителя на столе стоит компьютер, подключенный к локальной сети и Интернету. В будущем мы планируем в каждом классе поставить три-четыре машины для того, чтобы на них во время уроков индивидуально занимались учащиеся.
Понятно, что на все эти цели средств в бюджете не хватает. Мы пишем гранты, подаем заявки на участие в федеральных и региональных конкурсах. И да, просим родителей оказывать нам финансовую поддержку. Нужно признать, что школьное обучение в части обеспечения условий образовательного процесса давно уже перестало быть бесплатным: только одни руководители образовательных учреждений это открыто признают и официально оформляют такие отношения с родителями, а другие говорят, что все бесплатно, но при этом поощряют так называемую практику поборов, которая возмущает мам и пап. Образование — это переменная составляющая. Школы должны меняться.