До начала учебного года остаются считанные дни. «НВ» решили посетить компьютерные классы учебных заведений области и оценить их уровень информатизации.
Тарелка зависла
В школе деревни Федорково Парфинского района, где обучаются 160 человек, в компьютерном классе стоят шесть ПК. По словам директора Лидии АЛЕКСАНДРОВОЙ, закупались они в рамках национального проекта «Образование» еще в 2006 году:
— Тогда же по федеральной программе был обеспечен и доступ в Интернет. Но вот скорость его очень низкая — всего 128 Кбит/с. Несколько минут ждем, пока нужная страница откроется: и педагогам это мешает в работе, и учащимся. Для качественного проведения занятий необходимо иметь как минимум 1 Мбит/с.
Как оказалось, вопрос скорости — один из самых проблемных для всех школ региона. Главный специалист-эксперт комитета образования, науки и молодежной политики области Татьяна УТКИНА объяснила, что в 2006—2008 годах Минобрнауки РФ, в рамках национального проекта, все школы Новгородчины обеспечило и компьютерами, и Интернетом, но с такой вот низкой скоростью:
— Данная федеральная схема, в которую включены все общеобразовательные учреждения страны, удобна тем, что, во-первых, на протяжении нескольких лет большие средства на информатизацию поступали из бюджета страны, во-вторых, комплекты оборудования включали фильтры, препятствующие доступу к информации экстремистского, криминального содержания. Но скорость изначально стала камнем преткновения. Мы сразу, как только начались первые подключения, стали убеждать министерство увеличить режим загрузки. Но и по сей день вопрос этот не решен положительно.
Некоторые школы, так и не дождавшись решения проблемы на государственном уровне, решают ее по-своему. В школе деревни Селеево Поддорского района по причине территориальной удаленности от центров информатизации для доступа во Всемирную сеть по федеральной программе была установлена спутниковая тарелка.
— Связь была очень плохая, а оплата за это сомнительное удовольствие — девять тысяч рублей в месяц, — рассказывает директор учреждения Лариса КОРОЛЬКОВА. — Кроме того, часто возникали неполадки с тарелкой. Безусловно, это мешало нормальной работе учреждения, и в прошлом году мы приняли решение за счет собственных средств заключить договор с оператором мобильной связи и подключить беспроводной канал связи.
И таких вот школ в области, выбирающих альтернативные варианты информатизации, становится все больше. Нет, они совсем не отказываются от федерального канала, поскольку лишь официальный провайдер этого проекта обеспечивает фильтрацию информации, но для обеспечения оперативности работы администрации подключают другие линии.
— Сложность для учреждений заключается в том, что на оплату трафика по федеральному проекту выделяются средства из бюджета области, — поясняет Уткина. — Так, в текущем году на эти цели заложено более семи миллионов рублей. А вот на оплату трафика других провайдеров учреждениям нужно изыскивать средства самим. Это не очень большие деньги в месяц, но маленьким школам и их найти трудно.
Нажми на кнопку, получишь результат?
По результатам прошлогоднего мониторинга Минобрнауки РФ ситуации с информатизацией в регионах, Новгородская область по всем показателям входила в первую двадцатку. По словам Татьяны Уткиной, на протяжении последних трех лет из бюджета области на покупку новой техники выделяется не менее 20 млн. рублей в год. Разработаны единые требования к мощности и комплектующим компьютеров. В этом году учреждения нацелены на приобретение мультимедийных комплектов, включающих интерактивную доску, проектор, ноутбуки. Согласно областной статистике, сейчас один компьютер приходится на 13 учащихся.
Но проблем на местах еще достаточно. Несмотря на рекомендации Минобрнауки РФ вводить в штаты образовательных учреждений компьютерщиков, в обязанности которых должны входить установка программного обеспечения, настройка и техническое обслуживание все увеличивающегося парка машин, по-прежнему во многих муниципалитетах области таких специалистов нет не то что в школах, но даже и при комитетах образования районов. В одной из школ Любытинского района компьютерный класс не соответствует санитарным нормам: старые мониторы гудят при работе, что недопустимо. Но, несмотря на многочисленные предписания контролирующих органов заменить мониторы, дело с мертвой точки не двигается, и класс работает, не имея на то полного пакета разрешительных документов.
Родители современных школяров нередко на различных интернет-форумах разворачивают дискуссию по поводу того, зачем нужна информатизация в школах, если детей к компьютерам допускают только на уроках информатики, а большинство педагогов открещиваются от новых технологий и по-прежнему учат с помощью доски и мела?
Правильная постановка вопроса
Ирина ВЕЙКОВА, литератор гимназии № 1 Великого Новгорода, как-то провела среди своих учеников опрос на предмет того, какими они пользуются сайтами при подготовке домашних заданий. Результат ошеломил — всего один юноша смог назвать соответствующие ресурсы. Лидия Александрова признается, что, несмотря на многочисленные курсы районного и областного уровня по информатизации, лишь 30—40% учителей школы используют полученные знания и проводят уроки при помощи Интернета и компьютерных программ.
Скептически на селе относятся и к идее Минобрнауки РФ повсеместно по стране внедрить в школах систему электронных дневников.
— Таких компьютерных программ разработано много, — рассуждает Александрова. — Можно выбрать одну и установить в учебных заведениях. Можно педагогов научить заполнять дневники, хотя требуется, чтобы на столе каждого учителя был компьютер, а до этого еще далеко. Но доступ к электронным оценкам должны иметь не только работники образовательного учреждения, но и родители. Мы поинтересовались у учащихся нашей школы, у кого дома есть Интернет. Не более чем у 20 процентов семей.
Заключение
Президент РФ поставил конкретную задачу — в кратчайшие сроки вывести страну на новый технологический уровень, в том числе и по средствам информатизации. И новые технологии сразу же стали внедряться именно в образовательных организациях. Но только лишь оттого что в школах появляется новая техника, «продвинутыми» педагоги и учащиеся не становятся. Процесс загрузки знаниями идет пока медленно, со скоростью всего в 128 Кбит/с. И не всегда результативно…
фото Николая БАРАНОВСКОГО