Такую информацию принесла в редакцию электронная почта от пресс-службы весьма солидного учреждения. Когда мы обратились за комментарием к председателю комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Владимиру АВЕРКИНУ, тот в буквальном смысле слова возмутился:
— Сравнивать новый для нас федеральный образовательный стандарт с пресловутой продленкой ни в коем случае нельзя. Это совершенно разные вещи. Советская продленка, если кто помнит, была создана в основном для отстающих школьников и учащихся из малообеспеченных семей. Это миф, что она пользовалась популярностью среди ребят и родителей и была высокоэффективным инструментом дополнительного обучения. Вводимый по России образовательный стандарт — это совершенно новое мероприятие.
В чем же заключается его новизна? В принципе, выяснить это совсем не сложно.
Новый стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года, но переход на
обучение по новому стандарту будет осуществляться поэтапно: с 1 сентября 2010 года — по решению общеобразовательного учреждения; с 1 сентября 2011 года — обязательно для всех. «Это означает, что во всех школах России должны быть созданы условия, необходимые для введения стандарта», — пишет «Вестник образования».
Речь, в частности, идёт об оборудовании кабинетов начальных классов мультимедийной техникой (интерактивными досками, ноутбуками, проекторами), школьной мебелью, о ремонте, а лучше — замене оборудования школьных столовых и пищеблоков, использовании новых подходов к организации питания, обеспечении 100-процентного охвата горячим питанием всех обучающихся, создании условий при необходимости для организации дневного сна первоклассников.
Кроме того, каждая школа разработает программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, спланирует результаты обучения учащихся и систему их оценки. В каждой школе они будут разные! Это важная инновация принятого стандарта и, конечно, серьёзный шаг на пути развития самостоятельности школ. Соответственно возрастает и ответственность каждого учреждения за результат образования, а для родителей расширяется возможность выбора школы.
В нашей области переход на новые стандарты с 1 сентября 2010 года может стать массовым. На основании информации, представленной нам в комитете образования, науки и молодежной политики Новгородской области, 222 школы готовы к введению стандарта с начала нового учебного года.
— Учителя начальных классов школ области достаточно быстро откликаются на все нововведения. На ступени начального общего образования с 1994 года стали широко использоваться вариативные программы обучения, в 2001 году успешно решена задача введения во 2—4 классах иностранного языка и информатики во всех школах области, с 2007 года наша область участвовала в комплексном проекте модернизации образования, в рамках которого проводилась частичная апробация нового стандарта, в частности условий его реализации, — говорит Светлана КОЛЕСНИКОВА, главный специалист-эксперт комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области. — Нами накоплен богатый результативный опыт в совершенствовании структуры и содержания начального общего образования. Используемые подходы в образовании младших школьников соответствуют характеристикам современного начального общего образования и перспективным задачам развития системы образования в Российской Федерации в целом.
Кстати, учителя начальных классов отмечают, что введение в действие нового стандарта не повлечет за собой никаких революционных перемен. С 1994 года основными целями педагогической деятельности являются не только общее духовно-нравственное развитие младших школьников, но и формирование общеучебных умений и навыков, развитие памяти, внимания, мышления. При этом в новгородских школах широко применяются эффективные образовательные технологии.
Учителя начальных классов настаивают на скорейшем внедрении стандарта в образовательную практику, так как появляется еще одна возможность увеличения их заработной платы. На оплату 10 часов в неделю внеурочной деятельности в первых классах будут направлены дополнительные средства из областного бюджета.
— Именно в появлении обязательных часов внеурочной деятельности и заключается, на мой взгляд, путаница, когда новый стандарт приравнивают к старой продленке, — отмечает заместитель председателя комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Вадим ВЕЙКОВ. — 10 часов дополнительных занятий вовсе не обязательно планировать как два сверхурочных часа ежедневно. Все зависит от учебных планов школы. Это могут быть воскресные экскурсии раз в неделю, две многочасовые познавательные прогулки или поездки с первоклашками. Программу таких занятий определяет образовательное учреждение.
Пожалуй, следует еще добавить, что немаловажным в работе по переходу на новый стандарт является широкое информирование родителей. Скорее даже не столько информирование, сколько вовлечение их в процесс подготовки и перехода на новый стандарт. Ведь они по закону — равноправные участники образовательного процесса. Их участие будет, несомненно, значимым, в том числе и в выборе направлений внеурочной деятельности.
В настоящее время общеобразовательными учреждениями окончательно определяются направления внеурочной деятельности, модели реализации программ дополнительного образования с учетом нового стандарта; комитетом — объем дополнительных средств из областного бюджета, необходимых для реализации стандарта. Что из этого получится, мы узнаем совсем скоро. Начало учебного года не за горами.