Среда, 27 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Горящий сезон

{thumbimage 150px 1}В Новгородской области сохраняется повышенная опасность лесных пожаров
По данным на 5 августа, в нашем регионе зафиксировано четыре действующих лесных пожара в Боровичском, Маловишерском и Маревском районах. Все они локализованы и не представляют угрозы для населенных пунктов. Об этом на брифинге, состоявшемся позавчера, сообщил журналистам первый заместитель главы администрации области Александр ГАБИТОВ. Он подчеркнул, что несмотря на то, что обстановка в области в целом беспокойства не вызывает и в лесу находится достаточное количество техники и людей, мы сейчас находимся на самом пике пожароопасного сезона, когда пересохший от жары лес в любой момент может вспыхнуть, как спичка.
Поэтому главная задача для всех новгородцев — отказ от посещения лесов, бдительность и осторожность. Успешно ли идет борьба с огнем? Какие задачи стоят перед работниками лесной отрасли? На эти и другие вопросы корреспонденту «НВ» ответил первый заместитель председателя комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Олег ВЕРЕНИКИН.
— Олег Анатольевич, как вы сами оцениваете обстановку в новгородских лесах?
— Как очень напряженную. Не случайно леса горят во многих регионах страны, и во время таких пожаров сгорают населенные пункты и гибнут люди. Нынешнее лето с такой высокой температурой, минимумом дождей и частыми усилениями ветра необычайно пожароопасное. Его можно сравнить с летом 1999 или 2002 годов. По счастью, у нас пока что не было сильных, верховых пожаров, хотя лес с начала сезона, а он начинается с апреля, горел на площади в 124,7 гектара.
— А в целом какую площадь занимают лесные угодья Новгородчины?
— Они составляют четыре миллиона гектаров. Это только земли лесного фонда, за которые мы непосредственно отвечаем. Но есть еще земли госзапаса, сельхозназначения, торфяники. Так что где-то 80 процентов территории области являются пожароопасными.
— Как удается держать ее под контролем?
— В районах у нас есть подведомственные подразделения, лесхозы, в которых созданы команды пожаротушения. Но где-то процентов 50 всех пожаров мы обнаруживаем с воздуха. Поэтому несмотря на то, что сегодня существуют современные спутниковые системы мониторинга, передающие информацию в инфракрасном изображении, авиапатрулирование и визуальный контроль наиболее эффективны, так как позволяет обнаружить даже самые маленькие очаги возгорания. Такие облеты мы делаем ежедневно на самолете Великолукской авиакомпании, который базируется в Броннице. Вместе с экипажем в кабине находится летчик-наблюдатель с навигационной системой и ноутбуком. Всю информацию он незамедлительно передает по радиостанции в лесхозы. Примечательно, что участие в авиапатрулировании принимает и губернатор Сергей Митин, благодаря которому все главы муниципальных районов стали более ответственно относиться к пожарной безопасности своих территорий.
— Во сколько обходится авиапатрулирование?
— На все противопожарные мероприятия, включая и это, нам выделено 7,5 миллионов рублей. Но на авиапатрулирование из областного бюджета выделяются и дополнительные средства. Так что мы сейчас готовим второй контракт, с областным ДОСААФом.
— Как обстоят дела с техническим оснащением лесхозов?
— В целом техники хватает, но материально-техническая база требует обновления. Мы готовим в связи с этим целевую областную программу о пожаро-
опасности в лесах Новгородской области, в которой это будет прописано. В первую очередь необходимо закупить ручной инвентарь, мотопомпы, запас рукавов к ним, пожарные автомашины, трактора. Сегодня выпускается масса пожарной техники, которая способна оперативно тушить именно лесные пожары. Необходимо постоянно обучать людей, ведь тушение пожаров в лесу — особая наука. Для того чтобы сбить пламя и локализовать очаг возгорания, необходимы тяжелая техника, оплуживание, создание минерализованных полос. Вот многие смеются, увидев по телевидению наших лесников с ранцами за спиной: «Что это за брызгалки такие? Какой от них толк?». Неспециалисты и не понимают, насколько эффективной бывает работа этих людей там, где полное отсутствие водоемов. Ранцевые огнетушители с запасом воды в 20 литров — незаменимое оборудование, при помощи которого сбивается открытое пламя по бегущему фронту огня. Локализовали пожар — значит, наполовину уже его потушили.
— Главная причина возгорания леса? Есть у вас в комитете подобная статистика?
— Главная причина — это всегда человеческий фактор. Это брошенные окурки, спички, оставленные костры, дымящиеся свалки вблизи населенных пунктов. В то, что имеет место самовозгорание стеклянных бутылок, я особо не верю.
— Сегодня все выпуски новостей на центральных каналах начинаются с сообщений о новых пожарах. Это каким-то образом влияет на самосознание нашего населения?
— Да, люди стали более обеспокоены, более остро реагируют на малейший запах дыма. Иногда они даже излишне бдительны, так что мы ежедневно выезжаем на массу ложных вызовов — все звонят, волнуются за свои дома, дачи. Но мы не в обиде, наоборот благодарны и проверяем каждый сигнал. Нас в этом году еще спасает отсутствие в лесу грибов. Иначе тот самый человеческий фактор проявил бы себя в полной мере.
— У нас в области были ситуации, когда лесные пожары угрожали населенным пунктам?
— Так, как в центральных областях России, — нет. Но бывали довольно острые ситуации, когда до ближайшей деревни оставалось около полукилометра. И приходилось только молиться, чтобы не поменялось направление ветра да огонь не пошел бы на верхушки деревьев и не стал верховым.
— Существует ли опасность, что огонь перекинется к нам с территории соседних областей?
— Такая опасность есть всегда. В нынешнем году мы регулярно контролируем все границы. Особенно с Ленинградской и Тверской областями. Мы уже обнаружили три пожара в Тверской области и один крупный — в Ленинградской в сотнях метров от наших границ. Чтобы огонь не перекинулся на нашу территорию, начали их тушить своими силами и сообщили своим соседям.
— Губернатор Сергей Митин во время последней встречи с премьером Владимиром Путиным упомянул, что в одном из районов области с людей, идущих в лес, берут подписку о личной ответственности. Что это за район?
— Да, такое есть в Любытинском районе. Решение принял глава муниципального района. Как показала практика, это довольно эффективная мера, и мы решили, что ее стоит применять на всей территории области. Мы прекрасно понимаем, что несмотря на запрет на посещение лесов всех выдворить из леса невозможно: продолжается хозяйственная деятельность, да многие и проживают фактически в лесу. И тот, кто ставит личную подпись, обязуясь быть осторожным, как правило, чувствует свою ответственность и выполняет требования пожарной безопасности.
— Особый вопрос — торфяные пожары. В прежние годы новгородцы не единожды чувствовали запах гари даже в центре Великого Новгорода. Как обстоят дела нынче?
— Крупные торфяники у нас в Новгородском, Чудовском и Боровичском районах. За ними ведется постоянный контроль, закрепленный во многих местных законодательных актах, — мы об этом говорим на всех собраниях с руководителями районов. Нынче больших пожаров на торфяниках нет. Был небольшой пожар в Боровичском районе, у деревни Шиботово, в Тесово-Нетыльском тушили и в Чудовском районе на торфоразработках, к счастью, поверхностный. В начале прошлой недели мы заметили сильное задымление в восточных районах области, срочно поехали туда, на самолете облетели. Оказалось, ветер принес дым с горящих торфяников Тверской области. Так что каждый день сидим как на иголках, каждый день самолета ждем, как сводок с фронта.
— На правительственном совещании по борьбе с лесоторфяными пожарами глава МЧС России Сергей Шойгу как отрицательный пример привел территорию государственного природного заповедника «Рдейский», площадь которого составляет 36 тысяч гектаров. По его словам, для тушения пожаров там «запланировано привлечение всех сотрудников, а их всего 14 человек. У них на вооружении находятся один трактор и три бензопилы».
— Я был на этом селекторном совещании. Но это камень не в наш огород — за заповедник напрямую отвечают федеральные структуры, им на тушение пожаров выделяются федеральные деньги. Они и должны отвечать за то, чтобы заповедник заключил договоры на тушение пожаров с тем же МЧС, с лесхозами или с арендаторами. Это необходимо непременно сделать, так как та же Рдейщина горела в 2002 году. Тогда фронт огня длиной километров в пять пришел со стороны Псковской области. То же самое и в отношении Валдайского национального парка. Такие охраняемые территории должны позаботиться о своей безопасности.
— Что вы в заключение хотели бы сказать читателям «НВ»?
— Откажитесь на время от лесных прогулок, устраивайте пикники на берегах водоемов. Берегите  лес и самих себя!
 
Светлана ДУБОВИЦКАЯ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА