Однако Мясной Бор — на особом счету, потому что именно тут начало начал. Первым поисковую работу в послевоенные годы начал Николай Орлов. В своих воспоминаниях Николай Иванович так описывает дорогу, по которой много лет спустя ехали мы, журналисты: «До деревни Теремец-Курляндский стояло много разбитой немецкой техники. Стояли пушки, стояли машины. Все это было так продырявлено, что даже человеку невоенному становилось ясно — здесь шли жестокие бои». Напомним, в апреле 1942 года в районе Мясного Бора в окружение попала 2-я ударная армия Волховского фронта. При попытке прорвать окружение погибло много советских солдат. А в декабре 1942 года тяжёлые потери здесь понесла воевавшая на стороне гитлеровцев испанская Голубая дивизия.
О деле, которое начал Николай Орлов, все узнали 20 лет назад, когда поисковое движение наконец оформилось. Новгородская областная общественная организация «Поисковая экспедиция «Долина» была образована в 1988 году, а отряду «Шкраб», что первым встретился нам на пути, 2 мая исполнилось 20 лет.
У бойцов поискового фронта настроение в Первомай, когда мы побывали в их штабе, накануне знаменательной для них даты, было приподнятое. Тем более что в гости приехали и пресса, и власть: в лесной рейд отправился глава администрации Новгородского района Анатолий Швецов.
— В нашем отряде на сегодняшний день два десятка человек, — рассказала нам командир «шкрабов» Светлана ОРЛОВА. — Есть постоянные участники экспедиции, кто не мыслит свою жизнь без поиска. Есть новички, многие из которых приезжают, не совсем продумав свой шаг. Впрочем, к концу вахты часто видишь, что человек понял: прежде всего это нужно ему самому. Люди очень меняются.
Новичков видно по их старанию. Стоя на коленях, молодые люди и девушки перебирают руками мерзлую ещё землю, пытаясь, как археологи, вырвать пальцами из неё тайны прошлого.
— Ребята, я хочу найти медальон! — уже не для прессы сказала молодым поисковикам Светлана Михайловна, когда мы отъезжали.
— Мы тоже хотим! — раздалось в ответ.
Как мне показалось, сказано было очень искренне.
Однако заветных медальонов земля отдает все меньше и меньше. Нынче под Мясным Бором на начало мая были найдены останки 129 солдат и один медальон с плохо читаемым именем.
— Места боевых действий в Мясном Бору уже достаточно изучены, ископаны, а потому мы стараемся направить поисковиков в другие районы. Туда, где дел ещё непочатый край, — прокомментировал скромные по сравнению с прошлыми годами успехи поисковиков председатель совета командиров «Долины» Сергей ФЛЮГОВ.
Было время, когда в Мясном Бору работали по 800 и даже по 1000 человек. На 9 Мая перезахоранивали по три тысячи человек. Впрочем, дело, разумеется, не в количестве. И к тому же бывали случаи, когда по одной найденной «форме № 4» удавалось выяснять имена нескольких десятков пропавших без вести солдат. Донесения их командиров хранятся в военных архивах и часто оказывают неоценимую помощь поисковикам.
Как и у всякого благого начинания, у движения поисковиков образуются «пенки». От услуг одного отряда «Долина» в нынешнем году вынуждена была отказаться. Пришлось даже вызывать милицию, чтобы выгнать попивающих мужичков из леса. Все же патриотическое воспитание и сто граммов для храбрости — вещи несовместимые. В лесу работают школьники, а потому старшие товарищи должны подавать им только положительный пример.
Воспитательное значение «Долины» все больше выходит на передний план. Командир поискового отряда «Десант памяти» Артур ОЛЬХОВСКИЙ — учитель. Из Тюмени и других сибирских городов в новгородские болота забрались 52 поисковика. Их палаточный лесной лагерь предстал нам в полной красе туристической экзотики: брезентовые домики на свежесрубленных лагах, бревнышки безбордюрных «тротуаров», отрядные флаги на ветках деревьев… Удивлял и суровый быт: частокол для просушки кирзовых сапог, рукомойники из перевернутых пластиковых бутылок да дровяная печка-кормилица — вот нехитрый скарб поисковых будней. Из еды главенствует сало с хлебом. На природе оно хорошо идет на завтрак, обед и ужин.
— Перед тем как оказаться здесь, наши ребята обязательно проходят подготовку, — рассказал Артур Ольховский. — Учебная вахта памяти и сдача экзамена предваряют поездку в Новгородскую область за свой счет.
Приехавшие из дальних краев юные участники экспедиции зачастую, как оказалось, дети состоятельных родителей: газовиков, нефтяников… Те предлагают своим чадам на выбор загранпоездку или экспедицию. Так вот, нередко тюменские школьники предпочитают экспедицию в новгородские болота зарубежному вояжу.
Ребята интуитивно понимают, что здесь, за погребальным холмом, они получат больше жизненного опыта, знаний, незабываемых впечатлений, чем там, за бугром. И действительно, бывают случаи, когда никудышный троечник вдруг берется за ум и потом поступает в институт на бюджетное отделение вместо платного. Это уже экономия родителям получается… Общий же бюджет нынешнего десанта в новгородские болота для тюменцев насчитывает около 800 тыс. рублей. Туда входят, правда, не только «болотные» расходы, но и экскурсия по Великому Новгороду — городу воинской славы, Родине России. Прикоснуться к стенам древнего кремля тоже важно.
Когда верстался номер, с болот сражений под Мясным Бором поступили последние данные: найдены останки 239 солдат, 7 медальонов, из которых 3 уже прочитаны, а также 2 книжки красноармейца.
Владимир МАЛЫГИН (фото)