За границей в последние годы растет число случаев издевательств над бывшими воспитанниками сиротских учреждений России. В связи с этим все чаще звучат требования вообще запретить иностранцам усыновлять наших детей. Новгородская область, как и многие другие субъекты РФ, уже давно передает в зарубежные семьи детей-сирот. Корреспондент «НВ» решила выяснить, как это происходит и насколько хорошо работает механизм контроля условий жизни наших ребятишек в других странах.
По словам директора детского дома, через месяц после отъезда на Средиземноморье брата и сестры Кати от них пришло письмо. И в нем уже половина слов были на итальянском. Ребятишки быстро адаптировались к иноземной жизни и сейчас вообще не говорят по-русски.
По словам главного консультанта комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Елены ГАНЕВОЙ, из нашего региона детей, кроме итальянцев, усыновляют еще американцы, ирландцы и немцы.
Тенденции и цифры
Впрочем, в последние годы число переданных за границу новгородских ребят снизилось, потому как российские граждане стали активнее усыновлять их, брать в приемные семьи или под опеку. Так, в 2009 году иностранцы усыновили 38 воспитанников сиротских учреждений области, а соотечественники — 51. Сейчас, по словам Елены Константиновны, жителей Новгородчины и близлежащих регионов, желающих принять в семьи детей из восьми детских домов нашей области, гораздо больше, чем ребятишек.
— Механизм усыновления иностранцами российских детей регламентируется законами, в частности, Семейным кодексом, — объясняет Елена Ганева. — Когда на местах органы опеки выявляют сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, муниципальным властям дано право в течение месяца у себя в районе подыскать ему усыновителей, приемных родителей или опекунов. Если это сделать не удается, то мальчика или девочку определяют в детский дом и сведения о них сразу же попадают в банк данных субъекта РФ. Далее региональный оператор опять-таки в течение 30 дней предлагает этого малыша жителям Новгородчины, состоящим в базе потенциальных приемных родителей, усыновителей или опекунов и имеющим на это разрешительные документы. Если ребенок и после этого остается неустроенным, информация о нем передается в федеральную базу, а это значит, что жители других регионов могут подать соответствующую заявку.
Что же касается иностранного усыновления, то законом определено, что гражданам других государств отдают детей, во-первых, старше двух лет и, во-вторых, только после того, как федеральные операторы в течение не менее полугода пытались их устроить в российские семьи.
— Иностранцы охотно усыновляют ребятишек, имеющих серьезные заболевания, которых наши сограждане отказываются принимать в семьи, — продолжает Ганева. — Дети с церебральным параличом, гепатитом С, рахитом, косоглазием уезжают за границу, где им делают операции, длительные реабилитационные курсы, и потом, мы, получая отчеты с обязательными фотографиями, видим, как дети меняются. Иностранцы берут и малышей с задержками в развитии. У нас это диагноз, и при существующей в стране образовательной системе таким детям сложно учиться. А в Италии, например, задержки в развитии вообще не считаются отклонением, и принятые в школах учебные программы позволяют таким ребятишкам успешно развиваться.
С миру по нитке
При действующей в России системе граждане других стран могут усыновлять детей двумя способами: через официально аккредитованные некоммерческие организации и напрямую выходя на региональных операторов, представляющих интересы детей, минуя посредников.
Анализируя случай с Артемом Савельевым, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел АСТАХОВ заметил, что мальчика усыновляли через аккредитованную в нашей стране фирму, которая по условиям договора обязана в течение трех лет со дня усыновления иностранцами пересылать региональным представителям малыша отчеты из Америки о его жизни там. Условия договора выполнялись формально. Так, буквально за несколько недель до того, как Артем в одиночку вернулся на родину, был подготовлен отчет о его счастливой американской жизни, который на деле оказался ложью, за которую, по словам Астахова, никто не несет ответственности.
— Официальных зарубежных фирм в России, представляющих интересы иностранных граждан при усыновлении ими российских детей, много. И регионы действительно могут сделать неправильный выбор, — комментирует Елена Ганева. — Выход — не гнаться за количеством. Наша область на протяжении многих лет работает с двумя американскими представительствами и одним итальянским, поскольку в эти страны чаще всего уезжают жить новгородские ребятишки, — поясняет Ганева. — Проблем ни разу не возникало.
Тема усыновления иностранцами российских детей сейчас активно обсуждается в обществе. Сторонники полного запрета на вывоз наших детей говорят о том, что мягкость наших законов и отсутствие жесткого контроля за жизнью ребят за границей превратили Россию в главного поставщика детей.
По мнению Лидии Лебедевой, полного запрета на иностранное усыновление нельзя допустить, поскольку тогда страна лишит в первую очередь больных детей возможности жить в полноценных семьях.
— Проблем будет меньше, если с каждым государством, желающим принимать у себя наших ребятишек, будет заключен договор, где четко будут прописаны обязательства и порядок их соблюдения, — считает Ганева. — Например, такой договор заключен с Италией. И в случае возникновения сложностей переговоры будут осуществляться правительственными структурами, работающими в международном правовом поле. Такие же правила должны распространяться и на другие мировые державы.
Вместо эпилога
Введенный Россией мораторий на усыновление гражданами США наших детей подтолкнул-таки Америку к действиям. «У российского правительства есть обеспокоенность по поводу последних инцидентов. Мы разделяем это, — заявил официальный представитель госдепартамента США Филип Кроули. — Мы намерены обсудить с российской стороной пути, которые позволили бы нам укрепить взаимопонимание и принять дополнительные меры с тем, чтобы обеспечить продолжение процесса усыновления». По сообщению информационного агентства Interfax, российско-американские консультации по вопросам усыновления российских детей семьями США пройдут в Москве уже на следующей неделе.