Среда, 27 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Охота на фоне неволи

{thumbimage 150px 1}Звери, птицы да вообще любые животные — это всегда интересно. Вживую ли, по телевизору или на фотографии — они привлекают, вызывают любопытство, не оставляют равнодушными. Поэтому солидная экспозиция фотографий на тему флоры и фауны, заполнившая большой зал Городского выставочного центра в Великом Новгороде, оказалась не только значительным событием в культурной жизни нашего города, но и отличным подарком всем любителям природы. А поскольку частью выставки «Белый тигр и Ко» стали два десятка фотопортретов, сделанных в разных зоопарках Европы автором этих строк, у нас появился хороший повод поговорить о том, что же это такое — фотоохота в неволе?

На фоне льва снимается семейство

А где же и хвататься поминутно за фотоаппарат, как не в зоопарке? Где ещё люди самых разных возрастов, социальных положений и уровней образования могут в равной степени найти столь богатый выбор сюжетов? Разве что в загранпоездке — вспомните японцев. Вот только что-то подсказывает мне даже без заглядывания в статистический справочник, что в зоопарках наш народ пока бывает чаще, чем за границей. А также чаще, чем на катках, футбольных матчах, в театрах и художественных галереях — тут и к бабке не ходи, и такая картина вообще по всему миру. Потому что общедоступнее зоопарка (там, где он есть) из платных досуговых учреждений может быть разве что кинотеатр на детском сеансе за 10 копеек да карусель в парке культуры и отдыха. Но речь сейчас не о них, там ведь сюжетов для фотографии — раз-два и обчёлся...
Что касается похода в зоологический парк, то как не сфотографировать на память тигра, льва, медведя, слона, забавную обезьянку? А себя на их фоне? А жену с ребенком? А без ребенка? А ребенка отдельно? А тут еще тигр встал и пошел ходить взад-вперед. А медведь, наоборот, ходить бросил, сел и лапой машет... Вот уже и альбомчик заполнен!
Это еще когда на плёнку снимали. А уж как цифровые фотоаппараты появились с возможностью делать дубли до упаду... Ну, а с фотоаппаратами в мобильных телефонах фотографом в зоопарке сделался каждый второй, а если исключить грудных младенцев, то, пожалуй, и каждый первый.
Да и вообще, знаете ли вы, что ходить в зоопарк без фотоаппарата — моветон?
С одной стороны, радоваться бы столь повальному и заразительному увлечению пусть бесхитростным, но творчеством. А с другой стороны, такая массовость создает сложности тем из зоопарковских посетителей, для которых фотография — дело более серьезное, нежели нажать на кнопку мобильника и пойти дальше.

Бегом за «моделью»

Понятия не имею, откуда произошло это мнение, но оно существует и формулируется так: фотографировать животных в зоопарке — дело несложное, любой кухарке посильное. Мол, вот же они, никуда не сбегут. Знай только нажимай на спусковую кнопку и выбирай потом шедевры!
Оно, конечно, охота с фотообъективом в природе сложнее. Особенно если тебя за твои деньги не подвозят на джипе к стаду жирафов, прайду львов или леопарду на дереве. В природе, если ты один, нужно выслеживать, подкрадываться, прятаться в засаде, выбрав правильное для нее место. И там нередко какая-нибудь веточка или пук травы могут испортить самый удачный кадр. Либо вовсе ничего не снимешь, если ветер переменится и дунет от тебя к зверю.
В зоопарке за животными бегать не надо. Но тут тоже есть свои особенности, правила и приемы.
Впрочем, зоопарк зоопарку рознь, так что иногда приходится и побегать.
Давным-давно, когда еще пользовался родным «Зенитом-Е» без намёка на автоматику и к нему имел допотопный телеобъектив времен Очакова и покоренья Крыма, увидел я в старом добром Берлинском зоопарке антилопу куду — роскошного самца с большими витыми рогами, полосатыми боками и эффектным «жабо» из длинных волос на шее и груди. Идеальный представитель своего вида к тому же и стоял так величественно, что просто руки зачесались сделать превосходный кадр. Не тут-то было! Терпеливо дождавшись, пока я замеряю экспозицию, поймаю его в кадр, построю композицию и наведу резкость, куду не дал мне нажать на спуск, а в тот же миг отвернулся и зашагал в противоположный конец загона, по которому вместе с ним разгуливали страусы, газели и другие антилопы. Решив настичь его там, я добросовестно отшагал вдоль вытянутого загона метров 150, если не больше, но хитрый куду уже запомнил меня, издалека выделил в толпе посетителей, дождался, пока подойду и, не дав поднять фотоаппарат к лицу, неспешно пошел обратно. Набегав за ним с полкилометра, я понял: скотина натурально надо мной издевается. Плюнул с досады и пошел фотографировать кенгуру, которые никуда не бегали, не прыгали, а лежали, распластавшись на травке с видом курортников. Красиво стоящий африканский красавец остался только в памяти...

Под «взглядом» объектива

Хоть я и обругал тогда своего мучителя в сердцах, но умом его понимал. Животные вообще не любят направленный на них сверкающий линзой объектив. Он напоминает им глаз, внимательно на них смотрящий, а прямой взгляд практически все звери и птицы воспринимают как угрозу, как акт агрессии по отношению к ним. И стремятся любым путем избежать этого взгляда — например, отвернуться, притвориться спящим или попросту уйти, как делал берлинский куду.
Это если фотограф один. Или несколько за день. А ежели их сотни и тысячи? Животные просто устают от стресса и буквально звереют от сотен и тысяч вспышек в их сторону. В Варшавском зоопарке африканская слониха подбежала к самому краю загона с большой веткой в хоботе и швырнула ее в мою сторону. Хорошо, не попала, да и я был уже готов к эксцессу, по оттопыренным ушам поняв степень раздражения животного.
Зоопарковские обитатели — не сомневайтесь и не смейтесь — издалека выделяют среди посетителей настырного фотографа с телеобъективом, вычисляя его по поведению и даже по походке. И когда ты, облизываясь в предвкушении классного кадра, наводишь на них резкость...
...рыбы принимаются нервно метаться по аквариуму, реагируя на подсветку автофокуса;
...птицы начинают чистить перья так усердно, будто только и ждали этого момента, целый год не поправляя пёрышка. Или прячут клюв в перья плеча, имитируя сон. Или встряхивают головой, губя кадр нерезкостью. Или моргают, прикрывая глаз или полглаза белесым полупрозрачным плёнчатым веком;
...человекообразные обезьяны отворачиваются с обреченным вздохом: «Опять! Ну сколько уже можно?!»...
Когда-то фотограф служил для животных в зоопарке редким развлечением, вызывал у них любопытство, помогал им бороться со скукой. Сегодня, не вызывая у зоопарковских питомцев практически ничего, кроме досады и раздражения, остается только тосковать по тем счастливым временам.

Незадача с коалами

Нет, конечно же, нажать на спусковую кнопку «мыльницы» или мобилы с примерно равным результатом могут и пенсионерка тётя Клава, и пятилетний карапуз. А вот чтобы сделать отличный или просто хороший кадр, поймав зверя, птицу или рептилию в интересном ракурсе, красивой позе или в момент необычного поведения, необходимы две вещи: адское терпение и невероятное везение.
Первое хорошо, когда ты живешь в городе с зоопарком, можешь ездить туда часто и не бегать, высунув язык, от вольера к вольеру, а стоять возле одного зверя часами напролет в ожидании шедевра. Так, скажем, действует замечательный московский фотограф Александр Авалов, выставки работ которого проходили в крупнейших художественных музеях — например, Пушкинском. Но ему проще, он в зоопарке работает.
А второе… Приезжая в очередной новый зарубежный зоопарк ты вынужден бегать по нему, как очумелый, чтобы успеть сфотографировать как можно больше (когда случится еще раз оказаться здесь, да и случится ли?), и тут уже сделать хороший кадр можно лишь благодаря везению. И ты не знаешь, стоя у загона или карауля момент в павильоне, что метрах в 20 отсюда такие классные сюжеты сейчас разворачиваются!.. Ну, а раз не знаешь, то и расстраиваться повода нет.
Хотя и тут можно вспомнить случай. Отправляясь в Германии в зоопарк Дуйсбурга, я заранее знал, что здесь живут австралийские символы — коалы, нечто среднее между медвежатами и чебурашками. Я их вообще в жизни до этого не видел, а тут еще возможность сфотографировать. И вот павильон коал, за большим стеклом вижу их, мечту свою зоологическую, но… Все трое сидят, сонно вцепившись в ветки и полуприкрыв глаза. Подождал я минут десять, так шевеления не дождался и ушел, сделав несколько кадров на память. А закончив осмотр зоопарка, встретился со своей спутницей, что доставила меня сюда автомашиной, и поделился с ней увиденным:
— Знаешь, не впечатлили меня коалы. Вялые они какие-то…
— Вялые? Не заметила. Когда я в павильон заходила, они как раз кормились и очень активно себя вели!
Ох, и расстроился я тогда. Даже радость от встречи с новым зоопарком слегка померкла…

Как я обидел тигра

Но, кстати, там же, в Дуйсбургском зоопарке, получил я и очень приятное впечатление при встрече с малоподвижным зверем. Издалека приметил красиво стоящего оленя Давида (это научное название, а не кличка) и, помня свежий случай с куду, не стал сразу близко подходить и смущать животное, а начал фотографировать его метров с 50-ти. Сделаю кадр — подойду, еще раз снимок — еще на 10 метров приближусь. Так прямо перед ним наконец встал, снимаю уже в упор, а олень стоит как влитой в землю и ухом не ведет. С гордостью позирует всякому встречному и поперечному. Так он меня порадовал, что я не заметил, как половину драгоценной слайд-пленки на него одного отщелкал.
Эффектный кадр — не всегда самый трудный, если знать хотя бы минимум о поведении животных. Скажем, если чуть-чуть потерпеть, фотографируя льва или тигра, хищник продемонстрирует замешательство, начав… зевать. А вы потом покажете знакомым снимок «лютого зверя» с широко раскрытой клыкастой пастью.
Если есть возможность, не помешает пройтись мимо животных с зоопарковским ветеринаром. У многих зверей зуб на этого человека (они же не всегда понимают, что он добра им хочет, делая уколы или стреляя в них шприцем со снотворным или расслабляющим снадобьем), и потому они ведут себя по-особенному. Именно таким путем в зоопарке Лейпцига мне посчастливилось увидеть свирепо рычащего самца орангутана. А в зоопарке Липецка удалось отснять не зевающих, а по-настоящему рассерженных тигра и леопарда.
Но вот обратный пример неудачи. Проходя по Пражскому зоопарку после его закрытия, когда с аллей исчезли последние посетители, я оказался возле обширного вольера амурских тигров. Фотоаппарат наготове, но откуда знаешь, что за поворотом? Надо же хотя бы срабатывания автофокуса дождаться. И вижу за большим стеклом огромного тигра, блаженно лежащего в мини-озерце. Наверное, вид у нас обоих был одинаково опешивший. Я не ожидал обнаружить такую классную картину. Он не ожидал, что кто-то нарушит его блаженство. Зверь есть зверь, и тигр среагировал первым: с обиженной физиономией прыгнул в мою сторону, взметнув снопы брызг, резко повернулся и исчез за кустами. Какой кадр мог бы получиться, успей я вовремя поднять фотоаппарат! Не сложилось…
Так что в зоопарковой фотоохоте с подхода так же, как и в обычной ружейной охоте. Повезло — ты с трофеем, а нет — не взыщи.

Многоточие с надеждой

Меня нередко спрашивают: «Когда же наконец новгородцы смогут фотографировать животных в своем зоопарке, не ездя далеко?». Честно отвечу: не знаю.
Увы, легче ответить, когда появятся зоопарки в Барнауле или, скажем, в старинной Костроме, руководители которой не удовлетворились тем, что в 70 километрах от их города — в древнем же Ярославле — появился созданный по инициативе тамошнего мэра зоопарк, и решили построить свой собственный. Хотя памятников истории и архитектуры вроде бы хватает и там, и там, как и у нас, и социальных проблем наверняка не меньше, да и законы для тех регионов писаны точно те же, что и для нашего.
Однако это непростая тема для отдельного очерка. А пока хотелось бы закончить свой экскурс вернисажем в «Диалоге». Выставка «Белый тигр и Ко» сложилась из фотографий трёх человек — вашего покорного слуги и двух моих друзей: рижанина Сергея Чичагова и Александра Канторовича, живущего в израильском Кирьят-Моцкине. Благодаря возможностям Интернета мы объединились на основе общности глубокого интереса к познанию зоопарков как явления общемировой культуры плюс желания сфотографировать как можно больше разных животных, каждое из которых — от слона до мыши — неповторимо и фотогенично.
На самом деле нас уже больше, чем три. Что не может не радовать. Потому как шире становится круг увлеченных людей, понимающих, что зоопарк это не просто место, где можно сделать удачную фотографию, но — целый мир, который, как любой мир, тем охотнее раскрывает перед тобой свои бескрайние пределы, чем внимательнее ты в него всматриваешься.
А что такое познание, как не суть самой жизни — хотя бы в малой ее части?
 
Андрей КОТКИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА