Среда, 27 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Кумиры, сотворившие творца

{thumbimage 150px 1}В этом году День театра почти совпал с этапной вехою в жизни одного замечательного новгородского актера: если сегодня, 27 марта, праздновать будет вся театральная общественность, то уже назавтра, 28-го, свой полувековой юбилей отметит заслуженный артист России Геннадий АЛЕКСЕЕВ. Хоть и поступил он весьма деликатно, родившись не в самый разгар международного торжества, для разговора с артистом именно в День театра имеются все основания.
Тем более что юбиляр любезно предоставил нам возможность не просто обозреть его творчество, и без того новгородским театралам хорошо известное, а заглянуть в глубину своей предсценической биографии. Там, может быть, частично и кроется ответ на главный вопрос: откуда же берутся на белом свете хорошие артисты?
В Новгородском областном театре драмы Геннадий Денисович появился осенью 1987 года, в самый момент переезда труппы из Кремля в нынешнее здание. С тех пор и трудится на его необъятной сцене — без малого уже 23 года. Причем трудится успешно, много, хотя и несколько однообразно. Впрочем, однобокий подход со стороны режиссуры как раз понять можно: грех ведь не использовать беспроигрышных возможностей актера, особенно в таком серьезном жанре, как комедия.
Правда, жанры в современном театре основательно перепутаны и размыты, не говоря уж об актерских амплуа, которые и вовсе превратились в чистейший анахронизм. Слова «трагик», «инженю», «фат», «простак», «резонер» и тому подобные ушли теперь даже из закулисного лексикона, оставшись разве что на страницах мемуаров. Но и в этом отношении повезло новгородскому театру с артистом Алексеевым, в лице которого он приобрел такую редкость, как образчик чистого амплуа. Или, проще говоря, настоящего «комика» — с соответствующим нутром, подвижностью, чувством юмора и полным набором прикладных умений.
Первая же его роль (царь Горох в спектакле «Сказ о Скоморохе и царе Горохе») продемонстрировала актера заразительного, яркого и, что удивительно, зрелого. Вторая, во французской комедии «Семейный уикенд», убедительно подтвердила неслучайность успеха первой. Обе роли он делал в очередь с достаточно сильными и уж точно более опытными актерами, и в обоих случаях в сравнении с ними нисколько не проиграл. И с тех пор, скоро уж четверть века, пашет Геннадий Денисович на ниве комедии в хвост и в гриву, несказанно радуясь редким возможностям отвлечься в каком-нибудь другом жанре.
Разумеется, в отрадном факте появления на новгородской сцене хорошего актера ничего такого уж необычного не было. Удивляло другое. А именно то, что прямо со студенческой скамьи театр сразу получил состоявшегося зрелого артиста. Можно даже сказать — мастера. Обычно ведь начинающий актер, сколь угодно талантливый и перспективный, обязательно проходит в процессе работы период «дозревания». У Алексеева в Новгороде такого периода не было.  Да и само это заведение на подготовку актеров профессионального театра в принципе было не рассчитано.
Откуда же всё это взялось? Может, ответ следует искать на более ранних этапах, где-нибудь в детстве?
— В детстве о драматическом театре я и не помышлял, — отрезал Геннадий. — Еще даже в восьмом классе всерьез подумывал уйти из школы в кулинарное училище и сделаться поваром. А уж такого, чтобы с пяти лет о сцене грезить, точно не было.

Чистый Райкин!

И все же именно в этом возрасте он впервые соприкоснулся с театром. Сначала, правда, с дворовым: когда девочки постарше, собрав с окрестных симферопольских двориков сопливую малышню, разыгрывали перед ней где-нибудь за сараями представления из жизни золушек и фей.
Чуть позже — но тоже до школы — познакомился он и с театром профессиональным. Как отцу на заводе, так и маме в ее парикмахерской выдавали пригласительные билеты от профсоюза на новогодние елки. Елки проводились в местном музыкально-драматическом театре, на сцене которого, после плясок в фойе с Дедом Морозом, обязательно показывали сказку.
— А знаешь, как называлась первая сказка, которую я там — да и вообще в жизни — посмотрел? «Сказ о Скоморохе и царе Горохе»! Та самая пьеса Марка Корабельника, с которой спустя много лет началась моя работа в новгородском театре.
— Пророческих предчувствий тогда не возникало?
— Нет. Говорю же: театр в чистом виде меня долго не интересовал. Тяга к публичным выступлениям проявилась скорее в связи с эстрадой, и то позже — мне уж лет десять было. Я тогда с братом Шуркой все КВНы отсматривал. Мало чего понимал, но все эти миниатюры, монологи, шутки мне жуть до чего нравились. Даже сам шутить пытался. В то же приблизительно время услышал Райкина, потом Ильченко с Карцевым появились, которые тоже стали моими кумирами.
— Всего кумиров много было?
— Очень много. Лучше назову своих учителей: Чарли Чаплин, Аркадий Райкин, Луи де Фюнес, Леонид Гайдай. Эти — непосредственно. И еще, опосредованно, Николай Васильевич Гоголь.
— А те, которые «непосредственно», хотя бы догадывались о существовании общего ученика?
— Не догадывались, разумеется, так и померли в неведении. Но своими учителями я называю их абсолютно серьезно, хотя бы на том основании, что многому у них научился. Непосредственно у них. Началось с того, что брат мой Шурка, а он был старше меня на 12 лет и уже работал на заводе, купил магнитофон «Днiпро-14А»: громадный, две скорости, четыре динамика, аж стены трясутся, восторг! А как только купил его, тут же к нему и охладел. «Играйся, — говорит, — если хочешь». И дальше только деньги мне на пленку выдавал. Ну, тут уж я развернулся: перегнал все альбомы «Битлз», что нашлись у соседа, писал рок, эстраду, ансамбли, наши и не наши…
— Райкин тут причем?
—  Не помню, где и у кого, записал я тогда бобину с монологами Райкина, целых 350 метров пленки с двух сторон. Тут уж столько радости было — не передать: я хохотал, визжал, только что не рыдал от восторга! И всё слушал, крутил эту несчастную бобину без конца, так что скоро наизусть всю ее знал. Да не просто наизусть, а со всеми паузами, интонациями, до мельчайших нюансов. В общем, распирало от счастья, а поделиться было не с кем. Наконец не выдержал — прочел один монолог брату. Вообще-то, он довольно скептически к моим восторгам относился, а тут вдруг заржал: «Молодец, смешно получается, чистый Райкин!». Ну, я и окрылился…

Звезда из 6 «Б»

Окрылившись в лоне семьи, принялся Гена развивать успех по месту учебы. Уже после первых выступлений на переменках особое внимание одноклассников он себе обеспечил. Вскоре послушать «местного Райкина» стали приходить из других классов, в том числе из старших: аудитория ширилась, слава росла, пока не достигла, наконец, неизбежного своего апогея.
— На одном из общешкольных концертов, которые устраивались по большим праздникам, меня включили в программу. Причем в последний момент, об этом даже учителя не знали. Поначалу отказывался — страшно было: большая сцена, огромный зал…
— В школе?
— Нет, у наших шефов, в ДК завода «Продмаш». Выхожу, народу — тьма: вся школа в зале! Заколотило меня так, что зуб на зуб не попадал, но собрался как-то, начал читать. Как сейчас помню — знаменитый монолог рационализатора. Пока читал, ржа стояла. Думал, потолок обвалится. А когда закончил, такая буря оваций разразилась, такой успех, какого у меня с тех пор в жизни не было! Кричали, хлопали, топали, со сцены не отпускали, едва ушел. Но перед уходом все же прошипел ведущему: «Скажи, что я еще выйду». Он залу: «Тише, успокойтесь, он потом еще выйдет!».
— И что, вышел?
— А как же! Но уже не на деревянных ногах, как в первый раз, а этаким баловнем публики — легко и непринужденно. Успех был ошеломляющий! Сиял, как чищеный пятак, аж корежило всего от удовольствия, ребенком ведь был еще…
— Не тяжеловат был для ребенка такой груз популярности?
— Не знаю. Но потом все уравновесилось: спустя года три на той же самой сцене я пережил такой грандиозный провал, какого и врагу не пожелаю.
Тут следует заметить, что везло Геннадию не только с учителями-небожителями, но и с самыми обычными педагогами. Его классный руководитель, впечатлившись триумфом ученика, сразу же загорелся идеей создания театра миниатюр на базе класса. Идея оказалась плодотворной: впоследствии театр разросся до масштабов школы и существовал еще не один год. Надо ли говорить, что премьером новоявленной труппы стал звездный Гена из 6 «Б». Правда, репертуар теперь строился не только на подражаниях Райкину — специально подбирали литературный материал, да и сам руководитель разные сатиры пописывал.
— Один из его монологов от лица десятиклассника, довольно большой, я все никак не мог выучить. В спектакле у меня еще много других сценок было, а этот монолог ну не укладывался в голове, и все! Так и остался невыученным. На что я тогда надеялся — до сих пор не понимаю.
— Неужели вышел на сцену при полном незнании текста?
— Ну, в общих чертах содержание я, конечно, знал. Видимо, рассчитывал своими словами пересказать. Вышел, открыл рот, и — ни-че-го! Полный столбняк, слова из себя выдавить не могу!
— Освистали?
— Хуже: мертвая тишина! И я в этой тишине с раскрытым ртом. Любимец публики, звезда школы… Позорище, а сделать ничего не могу, так в тишине и ушел за кулисы. А за кулисами со мной истерика: «В жизни больше на сцену не выйду!».
— Но вышел же?
— А что было делать? Со мною ведь ребята в других миниатюрах связаны! Вышел через силу, хоть стыдно было — не передать. Но потом ничего: разыгрался потихоньку, реакция из зала пошла. В общем, обошлось. Впрочем, того позора я никогда не забуду, это был урок на всю жизнь.
— Но ведь почитатели, а особенно — почитательницы, простили?
— Простили. Хотя зрители — публика ветреная и непостоянная. Помню, обижался даже: звезда звездой, язык подвешен, девчонки вокруг вьются, а появится какой-нибудь хмырь с гитарой, споет что-то подзаборное мимо нот, и все уже вокруг него. Бесило меня это жутко, я даже гитару за лето от негодования освоил. Примитивно, правда, на трех аккордах…
— А мне казалось — почти профессионально.
— Это уж потом меня научили, там совсем другая история. И начиналась она, можно сказать, с криминала. Да, каюсь: я совершил преступление. Самое настоящее, по сей день не раскрытое. «Висяк», как теперь говорят…

Под знаком Железного Феликса

Особый цинизм преступления состоял в том, что совершил его комсомолец. И стащил он в родной школе не что-нибудь безыдейное, а два пионерских барабана. Если что и может тут служить хоть каким-то оправданием — только мотив, ибо взял он их не наживы ради, а исключительно из любви к искусству. Ну не давали покоя Геннадию лавры Джинджера Бейкера и Яна Пейса!
— Один барабан я обтянул материей, чтоб звучал глуше, на другой натянул струны. И днем, когда все были на работе, закрывался, врубал какой-нибудь «Deep Purple» или «Led Zeppelin» и стучал по нескольку часов, стараясь попасть в ритм. И так почти ежедневно, года полтора. А в начале десятого класса соседка Лариска, которая знала о моих упражнениях, сказала, что у них при фабрике есть группа, и в ней сейчас как раз не хватает ударника.
На прослушивании Геннадий жутко нервничал. Еще бы: опытные, почти уже пожилые, лет по 25, музыканты — и он, юный барабанщик! Посадили за ударную установку, за какой он отродясь не сиживал. Проверили раз, другой, потом еще, и еще, и еще. И, наконец, приняли, но так и не поверили, что он раньше нигде не играл. Отметили только, что техника слегка хромает.
— Ну, с техникой меня там быстро поднатаскали. И на гитаре более или менее прилично играть они же научили — ребята из нашей группы «ФЭД».
— «ФЭД» – это в честь фотоаппарата?
— Отчасти. В Симферополе была еще группа «ВИЧ», но тоже не в честь СПИДа. ВИЧ — инициалы Василия Ивановича Чапаева. Ну, мы и решили: если они ВИЧ, то мы будем ФЭД — Феликс Эдмундович Дзержинский.
Новгородские зрители постарше, возможно, помнят шедший на исходе восьмидесятых спектакль «Барак». Сразу после второго звонка, когда зрители еще рассаживались в кресла, на сцену выходил человек, усаживался за ударную установку и начинал свое пятиминутное соло. С замиранием звона последней тарелки начинался спектакль. И это был, наверное, единственный спектакль новгородского театра, который овациями начинался, а не только заканчивался. Нужно ли говорить, как звали маэстро?
Ярким показателем профессиональной состоятельности музыканта Алексеева стал факт приглашения его из группы «ФЭД» в оркестр Симферопольского музыкально-драматического театра, а играли там исключительно профессионалы. Так он впервые попал в театр. Правда, еще не актером, хотя решение стать им к тому времени уже созрело. Затем были армия, культпросветучилище с красным дипломом, был даже опыт работы чиновником от культуры. Но оставим этот путаный период будущим биографам Геннадия Денисовича и остановимся на последнем его предновгородском этапе — на Ленинградском государственном институте культуры имени Крупской. Тут не совсем понятно: зачем будущему актеру профессионального театра институт культуры?
— Так получилось. Но я не то, что не жалею, я благодарен судьбе за то, что у меня был этот институт. Мне с учителями и раньше везло, а тут, можно сказать, повезло несказанно! Педагогами моими были Энгель Степанович Старшинов, ученик легендарного Бориса Зона, и Павел Павлович Милютин, которые все четыре года каленым железом выжигали из меня местечковый провинциализм и последствия моего культпросветобразования.
— Но ЛГИК ведь готовил режиссеров народного театра, а не актеров театра профессионального?
— В принципе — да. Программа, правда, мало чем отличалась от программы театральных заведений: те же отрывки, дипломные спектакли, то же мастерство актера. Хотя главный спрос был, конечно, за режиссуру. Но не со всех!
— То есть?
— Я ж говорю: у меня были замечательные педагоги. И, главное, мудрые. Они, оказывается, с самого начала поняли, кому из нас что нужно. Соответственно и обучали, как потом выяснилось.
— Когда потом?
— На выпускном банкете Энгель Степанович признался, что троих студентов нашего курса, в том числе меня и Любу Злобину, что работает теперь в новгородском театре «Малый», они готовили к профессиональной сцене изначально, просто нам о том не говорили.
*   *   *
Впрочем, вышеназванным педагогам, надо думать, тоже повезло с таким благодарным материалом, как студент Алексеев, который способен был не только учиться, но даже из кумиров творить себе учителей. Он ведь не просто обезьянничал, копируя в детстве Райкина, а на полном серьезе играл в хорошего артиста, каковым со временем и сделался. Точно так же и маленький Петр играл когда-то в потешные полки, и маленький Пушкин сочинял комедии в духе Мольера. Упаси нас Бог от опасных параллелей: масштабы тут, конечно, несоизмеримы, но природа явления — та же. Очень точно ее сформулировал в своей книге «Детское море» известный наш земляк Николай Варухин: «Настоящий мужчина — только тот, кто до гроба любит играть в свои детские игрушки». А если еще между «настоящим мужчиной» из приведенной цитаты и «талантливым профессионалом» поставить знак равенства, то выйдет почти идеальная характеристика нашего Геннадия Денисовича.
Сегодня же, в канун его юбилея, нам остается только порадоваться, что он не смалодушничал в восьмом классе и не ушел в повара. Неизвестно, выиграл ли бы от этого общепит, но театр уж точно бы проиграл. Особенно новгородский.
 
Алексей ПШАНСКИЙ

РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА