Среда, 27 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

14 квадратных метров

{thumbimage 150px 1}Ветеран войны не может улучшить жилищные условия, потому что его холодный дом слишком просторный
В редакцию «НВ» пришло письмо из Мошенского района от Надежды Ивановны ИВАНОВОЙ. В нем она пишет: «Мой отец, Иван Захарович Захаров, инвалид Великой Отечественной войны, вот уже третий год как прикован к постели. Ухаживаю за ним я. Моя квартира неплохая, но проведена только холодная вода и нет ванной.
Мою отца в маленькой ванночке, в таких обычно купают детей. Другого способа нет. Когда по телевизору от Владимира Путина услышала, что участникам Великой Отечественной войны до 2011 года должны дать жилье, обратилась с заявлением в администрацию района. Пришла комиссия, обследовала нашу квартиру. Потом письменно прислали отказ. Ну нет так нет. Но мне бы хоть как-то утеплить квартиру, потому как зимой в морозы температура выше 10–16 градусов дома не поднимается. Я обкладываю отца бутылками с горячей водой, ни о каком мытье и речь уже не идет. Но, видимо, это так и останется только моей проблемой. Хотелось бы все же точно узнать, кто из ветеранов имеет право на улучшение жилищных условий, а кто нет? И почему? А то от местной власти так и не удалось получить точных разъяснений…».

Узелок на память

Когда корреспонденты «НВ», которых письмо позвало в дорогу, подошли к дому, Надежда Ивановна колола дрова во дворе. Сказала, что полешек уходит много, так как приходится две печи в квартире топить дважды в день. В целом квартира действительно оказалась ухоженной, но стены дома холодные, их нужно утеплять. А это больших денег стоит.
— Когда мне из администрации Мошенского района ответ пришел, там было лишь написано, что отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий согласно статье 56 Жилищного кодекса, — рассказывает Надежда Ивановна. — И все. И никаких тебе разъяснений, что собственно в этой статье написано. Мол, разбирайтесь сами. А мы ведь информацию черпаем в основном из телепрограмм. Интернета нет у нас, как и сборников законов. Пришлось звонить чиновникам. Мне объяснили, что у нас на двоих с отцом 42 квадратных метра, что это много, поскольку согласно закону, для того чтобы ветерана признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, на одного человека должно приходиться не более 14 квадратных метров.
Потом женщина опять-таки в какой-то телепередаче услышала, как глава правительства говорил, что если новые квартиры получат не все, то уж с ремонтом власти помогут всем участникам войны. Она попыталась выяснить по поводу утепления. И снова ответ отрицательный и такой же невразумительный.
— Неужели нельзя какие-нибудь памятки раздать ветеранам, вдовам, труженикам тыла, в которых очень доступно все будет разъяснено? — вопрошает дочь участника финской и Великой Отечественной войн. — Это бы и старикам нервы сберегло, и чиновников избавило бы от лишних хлопот.
Заместитель главы администрации Мошенского района Тамара АЛЕКСАНДРОВА сказала, что информирование населения находится в ведении поселений:
— Мы проводили учебу с главами поселений, давали подробные инструкции, что говорить людям, какие рекомендации давать. А они уже на местах проводят информационную работу. Вопрос памяток или листовок не обсуждался.
По словам Тамары Ивановны, когда в 2008 году Президент РФ издал указ «Во исполнение долга перед ветеранами», было много обращений по поводу жилья фронтовикам:
— Каждый для себя услышал то, что он хотел услышать. Так, в нормативных документах говорится об улучшении жилищных условий. Что это означает? Например: ветеран живет в избе, признанной аварийной, и его переселяют, скажем, тоже в деревянный дом, но отремонтированный и где есть хотя бы частичные удобства. Это и есть улучшение жилищных условий. Люди же в массе под улучшением поняли благоустройство, и поначалу действительно было много обращений ветеранов, которые требовали предоставить им новое благоустроенное жилье. Что ж, на местах разъясняли населению, что к чему.

Варианты для фронтовиков

В Мошенском районе проживают 129 участников Великой Отечественной войны, 150 вдов фронтовиков и пять жителей блокадного Ленинграда. У всех из них произведено обследование жилищно-бытовых условий, и практически в каждом доме есть потребность в ремонте, замене печей, крыши, полов. По оценке специалистов, чтобы все эти работы выполнить, нужно порядка 2 млн. рублей.
— Но не все эти люди могут рассчитывать на улучшение жилищных условий, — объясняет Тамара Ивановна. — Есть несколько критериев отбора тех, кто подпадает под действие федеральной программы по улучшению жилищных условий участников Великой Отечественной войны. Главные: метраж на одного человека — не более 14 квадратных метров, или жилье признано ветхим, или в доме вместе с ветераном прописаны родственники, имеющие хронические заболевания, препятствующие совместному проживанию. Рассмотрением заявлений о признании пенсионеров нуждающимися в улучшении занимаются жилищные комиссии в поселениях. На данный момент в районе подтверждено право участия в федеральной программе 13 семей. Документы в разной степени готовности.
Но даже такое небольшое количество участников войны, имеющих право на улучшенное жилье, являются проблемой для района. Почему? Согласно закону ветераны области могут получить единовременную социальную выплату в размере 945 тысяч рублей либо на покупку жилья, либо под строительство в любом районе Новгородчины. Но естественно, что большинство стариков хотят получить квартиры или дома прямо в своих деревнях или на худой конец в своем муниципалитете. А такого жилья в Мошенском районе нет — строительство не ведется. Правда, по словам Александровой, в настоящее время на вторичном рынке недвижимости на продажу есть две квартиры. Возможно, в будущем, когда в полную силу в районе заработает федеральная программа по переселению граждан из ветхого жилья (пока только три поселения начали работу в этом направлении. — Л. Д.), появятся еще варианты для фронтовиков.
—  Многие ветераны, когда им объясняешь, что, скорее всего, жилье будет в другом районе, вообще отказываются от участия в программе, — сетует Тамара Ивановна. — Вот буквально сегодня мне позвонили из деревни Заозерицы. Там супружеская чета решила никуда не переезжать, остаться в своем доме.

На всех уровнях власти

По последним данным комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области, на учет на улучшение жилищных условий за весь период действия федеральной программы поставлены 526 человек, что составляет порядка 12% от общего числа ветеранов, проживающих в нашей области. 124 человека уже обеспечены жильем и еще 66 ветеранов в ближайшее время должны будут получить квартиры. Финансирование программы по обеспечению нуждающихся фронтовиков жильем производится из федерального бюджета. В 2010 году потребность нашей области составляет более 300 млн. рублей.
Но как быть с теми людьми, которые не попали под действие этой федеральной программы? Закончившийся в январе Рождественский марафон, который как раз и был посвящен участникам Великой Отечественной войны, вдовам фронтовиков, труженикам тыла, показал, что срочного ремонта требуют дома и квартиры тысячи пожилых жителей нашей области. Деньги, собранные в рамках этой благотворительной акции, не смогут и наполовину восполнить потребность. Мошенской район из средств областного фонда марафона получит только 100 тысяч рублей, а необходимо, напомним, порядка двух миллионов, чтобы более-менее привести в порядок дома ветеранов.
— На мой взгляд, разработчики федеральной программы улучшения жилищных условий участников Великой Отечественной войны должны были пойти по другому пути, — рассуждает Тамара Александрова. — Нужно было всем ветеранам вне зависимости от каких-либо условий перечислить на лицевые счета определенную сумму. Пусть не 945 тысяч, а 500 или 300 тысяч рублей. Но это бы позволило не делить участников войны на тех, кто больше нуждается, а кто меньше: они все должны получить помощь. А муниципальные органы власти нужно было бы обязать взять на себя обязанность обследование жилья, определить фронт работ, найти подрядчиков, заключить с ними от имени ветеранов договор на выполнение работ и контролировать его выполнение.

Что надо делать

Пройдет юбилей Победы. Всем ветеранам, попавшим в федеральную программу, рано или поздно дадут жилье. Но ведь в каждом районе останутся такие инвалиды войны, как Иван Захарович Захаров, который прикован к постели пусть и в большой, но ледяной квартире без ванной и которому отказано в улучшении жилищных условий из-за лишних квадратных метров.
Заметим в итоге, забота о ветеранах не должна стать обязанностью только лишь их родственников. Муниципальные органы власти должны все же изыскивать средства для ремонтных работ в квартирах и домах этих людей. И дело ведь не в государственных и финансовых соображениях. Дело в нашей совести и в неоплатном долгу перед теми, кто отстоял свободу и независимость страны, само ее существование.
Говоря предметно, власть на местах должна осуществлять межведомственное взаимодействие по вопросам социальной или медицинской помощи. Скажем, в Мошенском районе обслуживающих себя ветеранов регулярно возят в баню. Этот вопрос отрегулирован, и проблем не возникает. Значит, можно, наверное, решить и с подвозом в баню лежачего человека. Ну и, конечно, информирование ветеранов о всех законодательных нововведениях должно осуществляться регулярно и полно, а если нужно, то не только устно или через средства массовой информации, но и печатая и разнося по домам подробные памятки…
 
 Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА