Четверг, 28 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

По имени святого князя

{thumbimage 150px 1}В новгородских школах православная культура становится составной частью учебной программы
Григоровская общеобразовательная школа Великого Новгорода выступает за официальное присвоение ей имени святого благоверного князя Александра Невского. Начало этой инициативы в реализации программы, разработанной в этом учебном заведении, — «Патриотическое воспитание и образование в контексте культурно-исторического наследия Великого Новгорода», где ключевым моментом является православная культура образования детей. Часть из задуманного уже воплощена в жизнь: беседы со священником, просмотры патриотических фильмов и многое другое.
Но только после начала полной реализации программы Григоровская школа получит долгожданное имя Александра Невского. Руководство учебного заведения планирует, что произойдёт это уже к концу года.

Православие как составляющая

Ни для кого не секрет, что основной упор в современной системе начального образования традиционно делается на развитие интеллектуальных и физических способностей ребёнка. Достижение  определённого материального статуса, а следовательно, и успешности — объективная, достойная и понятная цель, к достижению которой стремится современное общество. Но в то же самое время духовно-нравственный аспект в этой ситуации подчас уходит на задний план. Результат общеизвестен — отсутствие патриотизма, незнание культуры и истории своей земли и народа.
Впрочем, у ряда педагогов есть понимание того, как можно решить эту проблему.
— Мы хотим сделать упор на историческое и культурное образование, а если вдуматься, это и есть православие, — утверждает Светлана ЯСНОВА, директор Григоровской школы. — Посмотрите вокруг: как много в городе храмов. Православная культура находится рядом с нами, и мы должны её знать, соприкасаться с ней. Кстати, интересный факт: несмотря на то, что мы никого не заставляем бывать на свершающихся в стенах нашей школы молебнах, количество присутствующих на них, тем не менее, увеличивается.
Прогнозировать в самом начале долгого пути, насколько успешным будет опыт Григоровской школы, сложно. На сегодняшний день портреты великих людей на стенах классных комнат выглядят куда привычнее, чем иконы в красном углу. Однако в Великом Новгороде уже есть положительный пример работы школы, специфика которой — ориентация на православное воспитание учащихся.

Основа воспитания

Средняя общеобразовательная школа № 20 имени Кирилла и Мефодия — самая молодая в городской системе образования, ей всего 11 лет. Она на данный момент единственная носит статус православно ориентированной школы, оставаясь при этом частью муниципальной системы образования. Принципиальное отличие этой школы от других образовательных учреждений в том, что в учебную программу введён курс «Основы православной культуры». Данный предмет изучается здесь во всех классах начиная со второго.
— Некоторое время в учебном плане значилось и «Православное краеведение», — вводит в курс дела директор школы № 20 Людмила ЕЛЬКИНА. — Но практика показала, что дисциплину удобнее интегрировать с другими уроками: на занятиях музыкой дети приобщаются к духовной музыке, а в курсе ИЗО знакомятся с иконописью.
На вопрос о том, не идут ли такие новшества в разрез с системой образования России, педагоги отвечают, что городской комитет образования хорошо осведомлён о системе работы школы. Более того, подписан договор о сотрудничестве школы с Новгородской епархией Русской православной церкви.
Впрочем, по мнению педагогов, главным образом православный компонент реализуется даже не в образовательной, а в воспитательной части. Вот и праздничные ёлки в школе не Новогодние, а Рождественские. В православные праздники дети посещают церковь, учебный день начинается с утренней молитвы, а на внеклассных занятиях ребёнок может пообщаться со священником, задать ему вопросы, связанные с православной этикой.
— Иногда на наших занятиях разгораются настоящие дискуссии, и я считаю, что это очень хорошо, — делится педагогическим опытом священник Святослав ЦХАЙ, преподаватель курса «История духовной культуры». — Я прекрасно понимаю, что православие — сложная система, осознать которую можно, лишь получив серьёзный жизненный опыт. А в детях играет юношеский максимализм, сказываются проблемы переходного возраста. Всё это очень сложно, и тем важнее говорить с ними о православии, закладывать необходимую для будущей жизни основу нравственности.

Право выбирать

Рассказывая об устройстве своей школы, Людмила Елькина отмечает, что один из принципов работы учреждения — ничего не делать насильно, не давить на ребёнка. Родители будущих первоклассников чаще всего уже осведомлены о специфике школы Кирилла и Мефодия, а значит, выбор за своего ребёнка делают вполне осознанно.
И всё же мы решили уточнить, бывали ли в школьной практике случаи, когда выбор родителей для ребёнка оказывался неверным.
— Сложности могут возникнуть у детей, приходящих в нашу школу из других учебных заведений. С нуля постигать что-то новое, в то время как ты уже считаешь себя более-менее зрелой личностью, а дети часто думают именно так, совсем непросто, — говорит Людмила Елькина. —  Тем не менее делать это нужно, ведь православный предмет входит в обязательную программу нашей школы. Мы стараемся действовать гибко и проявлять возможную лояльность: были случаи, когда ребёнок посещал курс основ православной культуры слушателем, то есть без оценок. За это время приобреталась какая-то база знаний и потребность решить для себя сложный вопрос.
Пожалуй, даже сложнее, чем ученику, иногда приходится педагогу, преподающему курс. В силу своего незнания, а нередко и дерзости, ребёнок часто задаёт сложные вопросы, и далеко не всегда они выражены в корректной форме.
— Я допускаю, что могу ответить не на все вопросы детей, и нет ничего страшного в том, что мы подойдём за разъяснениями к священнику, — делится опытом Мария ЧУДИНОВА, преподаватель основ православной культуры, историк по образованию. — На занятиях по истории я рассказываю детям о теориях происхождения человека и всегда делаю акцент на том, что кто-то может считать своими предками обезьян, а кто-то верить в божественное вмешательство.
Характеризуя систему образования в православно ориентированных школах и её отличие от классической на данный момент модели, герои разговора сошлись во мнении, что духовно-нравственная составляющая должна быть важнее интеллектуальной в любой школе. Ведь если ребёнок нравственно зрелый, то основа знаний легче ляжет на подготовленную почву.
Эта же мысль была озвучена и на последних Рождественских образовательных чтениях в Москве, где горячо обсуждался вопрос будущего православно ориентированных школ в России. Специалистами прогноз на увеличение количества образовательных учреждений, включающих в программу изучение основ православия, объясняется тем, что истоки современной этики действительно лежат в православной культуре: там же находятся и основные традиции нашего народа. Сложные кадровые вопросы и разработка учебно-методических пособий — в этом случае лишь дело времени.

• Комментарий специалиста

Вадим ВЕЙКОВ, заместитель председателя комитета, начальник отдела дошкольного и общего образования комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области:
— На сегодняшний день определена структура учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который будет преподаваться в школах в порядке эксперимента в 19 субъектах Российской Федерации с 2010 по 2011 годы. Новгородская область в эксперимент не входит. Новый предмет включает шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, а также обзорные модули по основам мировых религиозных культур и основам светской этики.
По результатам эксперимента можно будет объективно говорить о том, насколько адекватно курс воспринимается учениками, как он усваивается, и какие дальнейшие шаги необходимо делать в этом направлении. В настоящий момент соответствующие вопросы могут достаточно широко освещаться в школьных курсах истории, обществознания, МХК.
Сотрудничество комитета образования, науки и молодёжной политики области и Новгородской епархии Русской православной церкви уже сейчас налажено на хорошем уровне. Нет сомнения в том, что и учитель, и ученик могут полностью удовлетворить свою потребность в организованном общении по темам, связанным с православной культурой.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА