Очаг культуры
Машина остановилась у покосившегося деревянного строения — здесь и располагался до недавнего времени местный клуб.
— Помещение находится в аварийном состоянии, — говорит председатель комитета по культуре и делам молодежи Старорусского района Елена ИВАНОВА. — Работа в клубе была прекращена еще в прошлом году. Но с торца этого же дома располагается магазин. Мы уведомили собственника торговой точки, что помещение признано непригодным для дальнейшего использования и что магазин необходимо закрыть.
Местные жители, проходившие мимо журналистов, сказали, что не страдают от отсутствия в деревне клуба, потому как в соседнем Давыдове есть таковой, и в находящемся рядом Коровитчине — Дом культуры с множеством кружков, которые посещают дети всех близлежащих населенных пунктов. Правда, рамушевцы хотят, чтобы летом, когда свои ребятишки на каникулах да еще приезжают дачники, в деревне проводилась все же культурно-массовая работа.
— Летние детские площадки обязательно будут, — обещает Иванова. — Но если вообще говорить об охвате досуговыми мероприятиями населения сел, где нет своих клубов, то в нашем районе эта работа поставлена хорошо. Даже в самые отдаленные деревушки с праздничными программами выезжают творческие коллективы. Кроме того, осуществляется подвоз людей в дома культуры или клубы на мероприятия.
По словам Людмилы БОБРУКЕВИЧ, главы Давыдовского сельского поселения, в состав которого входит и Рамушево, проблема состоит в несовершенстве системы муниципальных образований. Ее реформировать необходимо, потому как численность населения в деревнях уменьшается, и нецелесообразно на 500 с небольшим человек, как в данном поселении, содержать большой административный штат.
— Сейчас в районе 20 поселений, к началу же 2011 года должно остаться только семь, — говорит Людмила Бобрукевич. — Это позволит существенно сэкономить средства. Приведу пример. В 2009 году только наше муниципальное образование на публикацию нормативных актов потратило более 100 тысяч рублей, в то время как на благоустройство деревень, которых в поселении 15, пришлось всего 130 тысяч. Понятно, что, когда произойдет слияние нескольких образований, деньги, сэкономленные на печати документов и сокращении штата управленцев, можно будет пустить на ремонт муниципального жилья, дорог, уборку снега. Но реорганизация не подразумевает сокращения сети медицинских или досуговых учреждений на селе.
Действующие в районе 18 домов культуры и 10 клубов как работали, так и будут работать. По словам Елены Ивановой, укрупнение поселений пойдет даже на пользу сфере культуры:
— Наша отрасль испытывает кадровый дефицит, и зачастую в сельских клубах работают один-два человека без специального образования, самоучки, так сказать, которые вынуждены делать все сами: и кружки вести, и праздники организовывать, и воплощать в жизнь многое другое. Когда же поселение увеличится и станет больше досуговых учреждений, одно из которых будет базовым, а остальные — филиалами, появится возможность перераспределять силы и вести работу на более высоком уровне.
Деловые отношения
В течение последних нескольких месяцев в деревнях Старорусского района проходят сходы граждан, в ходе которых чиновники объясняют людям суть реформы. В Рамушеве обеспокоены тем, что старый магазин закроют, поскольку помещение находится в аварийном состоянии, а когда появится новый, — неизвестно.
На самом же деле сейчас полным ходом идет ремонт в другом доме, предназначенном для торговли. Рабочие уже завезли в новый магазин холодильное оборудование, сделали косметический ремонт помещения, укрепили печь. Открытие планируется в ближайшие недели.
Еще на последнем сходе граждан поднимали люди вопрос трудоустройства. Деревня хоть и не очень большая — прописаны 100 человек, но треть из них — трудоспособные граждане. Да, кто-то, благо транспортное сообщение хорошее, ездит на работу за десяток километров в Старую Руссу. Но если зарплата невелика, то такая занятость становится невыгодной, поскольку цена проезда в один конец составляет больше 40 рублей.
— Я подсчитала, что поездки в Старую Руссу особого дохода семье, а у меня четверо детей, не принесут, — делится мыслями местная жительница Нина ФЕДОРОВА. — Нас кормит лес. Скоро уже, как только снег сойдет, можно будет собирать веснянку, ну а потом начнется сезон. Пункты приема ягод, грибов есть в Давыдове. Скажу честно, сбор лесных даров — работа очень трудная, но зато можно до тысячи рублей в день зарабатывать.
Людмила Бобрукевич сообщила, что в настоящее время ведутся переговоры с белорусскими инвесторами о строительстве на территории поселения предприятия по переработке мяса птицы. Если проект будет реализован, появятся порядка 600 новых рабочих мест.
Но это возможная перспектива будущего. Пока же жители Рамушева сами себе находят дело. Олег и Светлана НИКОЛАЕВЫ, окончив в 1988 году Новгородский совхоз-техникум, вернулись в деревню.
— Работали зоотехниками, бригадирами в совхозе, который тогда еще был здесь, — рассказывает Светлана. — Потом, когда хозяйство распалось, муж уехал на заработки в Великий Новгород, я же воспитывала дочерей. Корову, пару поросят для себя держали. Зарплата Олега была небольшой. Несколько лет он помыкался, а в 2000 году мы решили, что нужно заняться своим хозяйством.
Сейчас у Николаевых три коровы, телочка, десять поросят, лошадь. По подсчетам супругов, одна корова вполне способна в денежном плане обеспечить семью.
— В Рамушеве, кроме нас, еще только в двух домах держат коров, — продолжает Светлана. — Так что спрос на молоко и творог есть всегда. Летом в очередь выстраиваются дачники, зимой еженедельно излишки отвожу на продажу в Великий Новгород: молоко продаю по 30 рублей за литр, килограмм творога за 120 рублей. В прошлом году вот решили серьезно заняться разведением свиней. Мы подсчитали, что если подходить к делу с умом и экономно, то прибыль будет. Подумываем увеличивать поголовье.
Зашли журналисты и на прием к местному фельдшеру. Антонина Степановна ШИЛОНОСОВА рассказала, что в Рамушеве чаще всего страдают гипертонией и простудными заболеваниями:
— Но в конце 2009 года всем желающим, и абсолютно бесплатно, была сделана прививка от сезонного гриппа. В центральной районной больнице запасов вакцины достаточно.
Она с уверенностью констатировала, что при укрупнении поселений ФАПы сокращаться не будут. Напротив, открываются новые. А в Рамушевском пункте в 2010 году планируется косметический ремонт:
— Сейчас в районе в связи с укрупнением поселений отрабатывается схема оперативного взаимодействия между фельдшерскими пунктами, службой «Скорой помощи», районными специалистами и центрами общей семейной практики. Так, центр, обслуживающий наш куст, находится далековато от деревни, но мы постоянно поддерживаем телефонную связь с врачом. Она регулярно приезжает в Рамушево.
По законам притяжения
О том, как работают на селе медики, не понаслышке знает Екатерина РЕШЕТОВА, ухаживающая за сыном-инвалидом. Говорит, что, живя в деревне, несмотря на бытовые неудобства, помощь получить легче, чем в городе, где люди, в массе своей, разучились сострадать:
— В Новгородскую область мы переехали из Мурманска. Средств к существованию тогда не было. Так нам все село помогало — кто продукты принесет, кто одежду. Местные медики с пониманием отнеслись.
Рассуждая о жизни в районе, Екатерина высказала мысль, что основой любой реформы, будь то социальная, политическая или административная, должна быть польза для простых граждан, а не для системы:
— Моя мама проживает в Старой Руссе. Она больной человек, и за ней нужен постоянный присмотр. Мне приходится несколько раз в неделю ездить в город, но, поскольку сына нельзя оставлять дома одного, беру его с собой. Деревня наша вытянута вдоль трассы. Автобусная остановка почти в километре от нашего дома. Сын ходит плохо, часто падает. Я обошла немало кабинетов районных чиновников с просьбой сделать еще одну остановку в нашей деревне. И везде слышала один и тот же ответ: мол, это дорогостоящее дело. Отчаявшись, я написала уполномоченному по правам человека Новгородской области. И, вы знаете, в течение месяца вопрос был решен.
Но, несмотря на все сложности в жизни, Екатерина Викторовна очень светлый человек, увлекается поэзией. Регулярно принимает участие в районных поэтических конкурсах, в составе Старорусского творческого литературного объединения читает свои стихи на различных мероприятиях. Столичный меценат выпустил первый сборник ее произведений.
— Я заметила, что чем горше жизнь, тем у меня лучше получаются стихи, — размышляет Екатерина. — Пишу на разные темы, вниманием обхожу лишь лирику. Не дается мне про любовь. Видимо, потому, что сама в жизни видела ее мало, а ведь ярко написать можно только о том, что сам пережил и прочувствовал.
Родившаяся и выросшая в мегаполисе, Екатерина Решетова сейчас убеждена, что не променяет Рамушево на шум и городскую толчею.
— Вот сейчас пытаюсь добиться, чтобы в деревне построили водонапорную башню и провели водопровод, — провожая журналистов, делится планами Решетова. — Не во всех дворах есть колодцы, и приходится бабушкам таскать бидоны с водой за сотни метров. Я узнала у специалистов: особенности расположения деревни позволяют проложить водопровод. Вы говорите про административную реформу в нашем крае? Вот и проверим, насколько она изменит отношение чиновников к проблемам деревни. Приезжайте через несколько месяцев, расскажу.