— В качестве примера приведу моего ребенка, который не знает, что это такое — быть поротым. Он вырос творческим человеком, и мне как маме за него не стыдно.
Свой личный опыт мамы Татьяна Чернева оформила в авторскую методику, и более трех лет применяет ее в проекте «Родительская школа». Альтернативой физического принуждения, считает она, может стать система естественных наказаний и логических последствий. Смысл заключается в том, чтобы маленький человек осознавал ответственность за свои поступки. Чтобы стало понятнее, психолог Чернева объясняет:
— Малыш опять забыл варежки, и маме надоело напоминать об этом. Тогда позвольте ему выйти на улицу без них. Конечно, придется сократить время прогулки, но в следующий раз, вспомнив, как замерзли ручки, ребенок наденет варежки. Другой пример: допустим, он разлил чай, в подобной ситуации ему надо дать тряпку и помочь за собой убрать. Вот в этом и проявляются естественные наказания. С помощью метода логического последствия мы учим родителей, как им взаимодействовать с ребенком, чтобы тот осознавал свою ответственность в случае нарушения им правил поведения.
Курс своеобразного повышения родительской грамотности рассчитан на 10 занятий. Они проходят на базе ГУСО «Кризисный центр помощи женщинам». Здесь собираются разные по занимаемому социальному статусу родители, которые хотят научиться влиять на своих детей без применения физического и морального давления. Инициативу участвовать в подобных занятиях, конечно, больше проявляют мамы, но еще не было такого, чтобы группа оставалась вообще без пап.
За эти годы обучение прошли более тысячи новгородских родителей. Технология проведения семинаров проста: теоретический материал тесно переплетен с тренинговыми упражнениями. На встречах используется модель «группового психологического консультирования», когда каждый принимает участие в обсуждении заданной темы.
Летом прошлого года занятия «Родительской школы» стали посещать те, чьи дети попали в поле зрения правоохранительных органов. В специально разработанном для таких родителей реабилитационном курсе «Переориентация» психологи помогают понять им причину противоправных поступков подростка. Соответственно, участникам курса даются рекомендации, как взаимодействовать с ребенком без наказаний и унижений, чтобы восстановить в семье благоприятный стиль общения. Самый главный результат этого курса, одновременно подтверждающий и его успешность, — часть детей были сняты с учета в ОПДН, а сами родители отметили восстановление теплых, доверительных отношений с ребенком.