— Вы знаете, у нас в Новгородской области открылся горнолыжный курорт! — услышали мы по телефону.
Выяснилось, что в Маловишерском районе близ деревни Городище появилась современная горнолыжная трасса, где можно скатиться метров на 700 так, что дух захватывает.
Тропинки протоптаны
Чтобы по-настоящему потренироваться катанию на горных лыжах, новгородцу надо ехать по меньшей мере на Кавказ, а то и вовсе во французский Куршевель или швейцарский Цуг. Не каждому такое путешествие по карману. А до Малой Вишеры из областного центра — час с небольшим езды на автомобиле. Очень заманчиво.
В новгородскую горнолыжную Швейцарию мы отправились несмотря на мороз и отсутствие каких-либо навыков лыжной акробатики. В администрации Маловишерского муниципального района нам подтвердили, что вторую зиму близ Мстинского Моста наблюдается приток туристов.
— Мы проводим зимой много спортивных мероприятий, но Мстинские горки стали самым популярным местом отдыха, причём не только среди молодёжи, — рассказал заместитель главы администрации Маловишерского муниципального района Дмитрий Платонов. — Экономической выгоды пока от нового предприятия нет, но мы рады тому, что район обретает славу туристического центра. К нам едут из Боровичей, Валдая, Чудова, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы.
Слава о Мстинских горках пока распространяется по российским просторам благодаря Всемирной паутине. В сети читаем: «В начале зимы впервые покатался на горных лыжах в деревне Городище под Малой Вишерой. Было много разных ощущений. В принципе остался доволен». Есть в Интернете и отдельный сайт, посвящённый Мстинским горкам.
На горнолыжную трассу нам посоветовали взглянуть сначала снизу. Сделать это лучше всего из деревни Бор, что расположена на пологом берегу Мсты. Отсюда действительно открывается великолепная панорама: на вершине горы высотой метров 70 виден современный двухэтажный отель, канатная дорога и спуски.
Точка для привлечения туристов выбрана отличная — рядом и трасса «Россия», и железная дорога. Кстати, железнодорожный мост близ деревни Мстинский Мост — один из самых высоких в европейской части России. Высота над уровнем реки — 45 метров. В своё время, когда строили и осваивали Николаевскую железную дорогу, в районе Мстинского Моста паровозы не могли справиться с подъёмом, и для прохода местности приходилось прицеплять дополнительный локомотив. Поэтому так же, как и под Бологое, прямую по царскому проекту дорогу скривили — Веребьинский обход был демонтирован, когда техника стала более мощной. Впрочем, сейчас об этом мало кто помнит.
Повстречавшиеся нам местные жители были в восторге от открывающейся перспективы.
— Особенно хорошо вечером смотреть, когда трасса освещена и огни светятся, словно гирлянда на новогодней ёлке, — говорит пенсионерка Валентина Николаевна. — В выходные дни до полусотни лыжников видны на склоне. То-то весело! Мы-то своё уже откатались, но разок ходили через Мсту посмотреть, и очень хорошие впечатления получили от того, что там строится.
В дачной деревне зимой почти никто не живёт. Единственная местная достопримечательность, о которой нам смогли рассказать супруги Клишковы, — местная столетняя деревянная церковь. В настоящее время она считается действующей, несмотря на то, что в Бору на постоянной основе проживают только две старушки, а наплыв дачников строго зависит от сезона. В мороз они почти все разъехались по тёплым квартирам. Вся жизнь там, на другом берегу. Неслучайно через Мсту нынешней зимой уже протоптаны снежные тропинки — жители ближних деревень спешат на работу в туристический комплекс.
Тестовый режим
Трасса под Малой Вишерой быстро развивается. Когда мы приехали на склон, то первым делом обратили внимание на снеговую пушку. Казалось бы, нынче снега и так много — зачем ещё его нагнетать? Как оказалось, многие любители горных лыж предпочитают кататься по свежему, пушистому настилу. К тому же, если накопить достаточный резерв снежного покрова, то горнолыжный сезон растянется и на март, и даже апрель захватит. В мае же на траве уже можно играть в гольф, но это — отдалённая перспектива.
Несмотря на быстрорастущую славу Мстинские горки второй сезон действуют лишь в тестовом режиме. Объект пока не введён в строй. Здесь ещё масса недоделок, что, конечно же, бросается в глаза. В гостинице ещё не все светильники повешены, ресторан готов накормить постояльцев только завтраком, трассы не раскатаны должным образом, на территории встречается строительная техника. Объект находится в частной собственности, и остаётся надеяться, что хозяин доведёт дело до логического завершения.
Идея строительства горнолыжного спуска на крутом берегу Мсты принадлежит маловишерцу Владимиру Гущину.
— Сейчас я давно уже на пенсии, мне 65, а на горные лыжи впервые встал в 33 года, — рассказал Владимир Владимирович. — Помню, что когда меня решили наградить за очередную победу в социалистическом соревновании, то я запросил путёвку в Домбай. Там и заболел горными лыжами. Ездил не раз на Кавказ и учился, а заодно подсматривал, что да как устроено на трассе. А потом подсобрал разных механизмов и при помощи лебедки и тросов соорудил на склоне Мсты самодельный подъёмник, чтобы кататься с детьми.
Владимир Гущин из числа тех, кто любит кататься, но не любит саночки возить. Зачем их тянуть в гору, рассуждает он, если на то есть ум и сноровка. Стеклодув Маловишерского стекольного завода в своё время окончил техникум и возглавил ремонтный цех предприятия. 12 лет назад он вместе со своим другом Анатолием Рязановым облюбовал крутой склон близ Городищ и стал его осваивать — для себя, для семьи.
Четыре года назад Владимир Владимирович впервые привёл на горку руководителей шефствующего над Маловишерским районом Новгородского металлургического завода. Они идеей горнолыжного спуска вдохновились и решили поставить дело на более широкую ногу. Настоящая, как в Европе, канатная дорога, кафе, пункт проката, гостиница, туалеты — всё стало расти на крутой горке как снежный ком. Даже высота самой горки в результате действий бульдозеров поднялась на пять метров.
Любишь кататься — люби и денежки привозить
В день нашей командировки лыжников на Мстинских горках было немного — не больше десятка. Крепкий мороз в рабочий день всё же спугнул охотников острых ощущений. Далеко не все из приехавших, как мы заметили, смогли воспользоваться таким благом цивилизации, как подъёмник. Чтобы забираться с его помощью в гору, надо обладать некоторой сноровкой. Многие, попадав немного, предпочитали ползти наверх по-русски, то есть попросту на карачках.
Мстинские горки — как раз хорошее место для того, чтобы поучиться горнолыжным спускам перед поездкой на настоящий горнолыжный курорт. Снаряжение стоит недёшево, а здесь его можно взять напрокат. Инструкторы подскажут и подучат, что и как. От них мы, например, узнали, что техника катания на карвинговых лыжах несколько отличается от классической ходьбы. В классическом варианте, оказывается, преобладает концепция торможения, в карвинге же основной момент — это скольжение. Все направлено на то, чтобы заложить дугу и при этом не погасить, а набрать скорость.
Владимир МАЛЫГИН (фото)