Опасно для здоровья
Прокуратура Новгородской области совместно со специалистами Роспотребнадзора области провели проверку в учебных заведениях региона. Были выявлены многочисленные нарушения законодательства, регулирующего использование образовательными учреждениями учебников и учебных пособий. Об этом сообщила старший помощник прокурора Новгородской области по работе со СМИ Елена Макарова.
В частности, в школах пользовались учебниками очень низкого качества, с плохой печатью, некоторые издания имели больше положенного вес. В ряде образовательных учреждений области учащимися использовались учебники, не имеющие сведений о соответствии установлен- ным санитарным нормам и правилам.
Также в ходе проверки стало известно, что значительная доля учебной литературы приобретена на средства родителей. Например, в Окуловский район поставлено всего 17,2 % учебников от общей потребности, остальную часть купили родители. В Чудовском районе бесплатно учебниками обеспечиваются только ученики из малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты. Остальные приобретают учебную литературу самостоятельно, хотя закупки учебников в образовательные учреждения по заявкам муниципальных органов управления образованием осуществляется ОАУ НОЦ «Ресурс-образование» за счёт субсидий из областного бюджета.
Официально
«По данным Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, в России не обеспечен учебниками каждый пятый школьник. Кроме того, примерно половина учебников морально устарела, — заявил Олег Смолин, заместитель председателя комитета. — По Конституции дети должны получать бесплатно основное образование, по закону «Об образовании» также гарантируется бесплатное полное среднее образование. С точки зрения логики, бесплатное среднее образование должно включать в себя и бесплатное обеспечение учебниками или по крайней мере их наличие в библиотеке. Но российские власти упорно убеждают нас в том, что учебники не имеют отношения к бесплатному образованию. На протяжении многих лет в парламенте рассматривалось множество законов с разными названиями, которые предполагают решение этой проблемы, но ни один из них пока не прошел. Власти подчеркивают, что обеспечивать учебниками детей должны регионы, хотя на федеральном уровне гораздо больше возможностей решить этот вопрос».
По обоюдному согласию
Прокомментировать ситуацию мы попросили директоров школ области.
Сильва ИСАКОВА, Большевишерская средняя школа:
— На каждого ученика за счет федерального бюджета можно приобретать один учебник в год, то есть в этом году мы можем заказать 120 учебников. Еще в прошлом учебном году на педсовете мы определили, какие учебники нам необходимы, и подали заявку. В нашей школе наполняемость классов напрямую зависит от рождаемости в тот или иной год. Например, два года назад в первом классе обучались 9 малышей, а в этом году у нас 25 первоклассников. Понятно, что тех девяти комплектов учебников, которые мы приобрели в 2007 году, не хватит на весь класс. Учитель начальных классов работает по программе «Школа 2100», учебники дорогие. И если мы приобретем недостающие комплекты, другие классы, где необходимо заменить устаревшие учебники, останутся без книг. Поэтому на совете школы, куда входят педагоги и родители, мы решили создать амортизационный фонд на приобретение недостающих учебников. Родители организуют сбор средств и закупают учебники для библиотеки.
Андрей СЕЛИВАНОВ, школа-комплекс «Гармония», Великий Новгород:
— В процессе обучения мы используем только те учебники, которые прошли проверку и одобрены Министерством образования. Комплектов учебников у нас хватает на всех. Исключение составляет учебная литература зарубежных издательств. В связи с тем, что наша школа с углубленным изучением иностранных языков, мы стремимся расширять те основы, которые даются в базовых учебниках. Поэтому приходится дополнительно приобретать книги, которые изданы в Оксфорде или Кембридже, так как они не входят в базовый комплект учебников. Зачем нужна дополнительная литература? Традиционно в наших школах учат фундаментальным основам грамматики, но сейчас необходима живая речь. Ее и дают зарубежные учебники. Но надо сказать, что учебники не внедряются принудительно. Это решение принимают родители. И они имеют право сказать «нет». Если школьники не могут приобрести дополнительные учебники, мы просим других детей, которые по ним уже отучились, одолжить им свои экземпляры.
Галина СМИРНОВА, школа № 2, поселок Хвойная:
— В феврале мы оформляем бланк-заказ на учебники на следующий учебный год для детей из малообеспеченных семей. Остальные учащиеся получают книги в школьной библиотеке. На данный момент учебников хватает на всех учащихся. Поэтому дополнительные средства мы не собираем. Иногда новые книги по предмету приобретались только для малоимущих (при смене учебника), для остальных — покупали родители или брали у предыдущего класса. Многие родители предпочитают покупать учебники подешевле, например, на рынке. По закону учебниками можно пользоваться в течение пяти лет, затем их списывают. В этом году мы столкнулись с такой проблемой: по новым правилам в каждом учебнике должно быть указано «Соответствует санитарным нормам». Но в книгах четырехлетней давности, которыми мы можем пользоваться еще год, и даже в некоторых полученных по заказу 2009 года выпуска такой строчки нет. Являются ли эти учебники контрафактом, мы не знаем.
Рекомендация для родителей
Если в школе собирают деньги на учебники, то вам необходимо выяснить, о каких конкретно учебниках идет речь. Если это дополнительные книги, которые не входят в федеральный перечень учебников, то родители вправе отказаться их приобретать и обсудить этот вопрос с учителем или директором школы.