Отделившись от общего с настоящими свиньями предка примерно 50 миллионов лет назад, пекари с того времени развиваются самостоятельно, заселив обе Америки, где свиной пятачок не копался до появления Колумбовых каравелл. Белобородые — один из трех ныне существующих видов пекари. За что они получили свое название, понятно сразу, едва на них посмотришь. А вот чем еще замечательны эти звери?
В первую очередь редкостным коллективизмом. Населяя леса от Южной Мексики до Парагвая, белобородые пекари собираются в компании по 50—100 и более животных и рыщут в поисках пропитания с вечерних сумерек до рассвета. Уплетают в основном растительность всякую, корешки откапывают, плоды упавшие подбирают, орешки щелкают. Очень любят грибы. Но и живность мелкую не упустят — мышь, лягушку, ящерку или там змею слопают за милую душу.
Отдыхают пекари днем. Не особенно при этом расслабляясь. Ведь хотя зрение у них неважное, зато слух отменный и обоняние дай Бог каждому. Стоит одному зверю почуять опасность, как сразу у него на крестце щетина дыбом встает, а из особой железы, в этом месте расположенной, во все стороны сильный запах расходится. Запах тревоги. И вмиг всё стадо на ногах. Кто решил, что они всегда улепетывают без оглядки, крепко ошибается, потому как отчаянной смелости эти животные и вооружены неплохо. Верхние клыки пекари направлены не вверх и наружу, как у свиней, а вниз, как у настоящих хищников, и от соприкосновения с нижними клыками постоянно затачиваются до остроты кинжальной. Кого угодно нашинкуют.
Понятно, связываться со стадом разъяренных клыкачей желающих мало. Врагов у них всего лишь пума, ягуар да человек. Всех троих манит вкусное мясо юных пекари, однако понапрасну никто из них не рискует. Конечно, человеку, в отличие от зубасто-когтистых коллег, куда как легче, у него есть ружье с пулями. Но известны случаи, когда ни дальнобойное оружие, ни высокое дерево, которое сотне пятачков подрыть недолго, не спасали двуногих охотников от бесславного конца. Вот такие отважные эти создания — с истинно латиноамериканским темпераментом!
Иногда, чтоб отличать этих животных от мастеров хлебной выпечки, их называют пекАри. Даже в Московском зоопарке я видел проставленное вот так ударение. Однако дело это лукавое. Во-первых, совпадение случайно и только для русского языка имеет место, в других языках слово «пекарь» звучит иначе, это понятно. Во- вторых, пекари-животное не склоняется, в отличие от пекаря-человека. В-третьих, название это идет из индейских языков, так что будет приличным уважать его. Наконец, если кто-то не верит мне, может, поверит Большому энциклопедическому словарю, хотя бы 2001 года издания. Так, кстати, и запомнится крепче…