Стоимость рецепта
— Галина Васильевна, только что прозвучал телефонный звонок, вы поговорили с очередным участником «Горячей линии». И, по-видимому, вопрос был задан инвалидом, который уже несколько месяцев не получает выписанное лекарство...
— Да, ситуация именно такова… Причем это лекарство не входит в федеральный перечень препаратов, выдаваемых льготникам бесплатно в рамках социального пакета, и мужчина не может получить высокотехнологичную помощь в федеральной клинике. Наши специалисты выяснят, почему инвалид не получает должного лечения, и свяжутся с ним. Мы решим проблему.
— О чем же чаще всего спрашивают люди?
— Как правило, звонящие по телефонам «Горячей линии» так или иначе касаются темы лекарственного обеспечения граждан льготной категории. Несмотря на то, что федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения реализуется уже пятый год, к сожалению, и на сегодняшний день проблемы остаются. Основная из них — нарушенный принцип так называемой страховой солидарности, когда средства, выделяемые на относительно здорового льготника, который редко посещает врача и практически не нуждается в бесплатных лекарствах, используются для оплаты лекарств для тех пациентов, которым постоянно нужны дорогостоящие препараты. Многочисленные проблемы, которыми сопровождалось внедрение системы дополнительного лекарственного обеспечения в стране, привели к тому, что федеральные льготники стали массово отказываться от пакета социальных услуг, который гарантировал им в том числе и бесплатное обеспечение медикаментами, предпочтя ему деньги.
— Сколько же льготников в нашем регионе по-прежнему пользуются социальным пакетом?
— В Новгородской области сохранили за собой право на получение бесплатных медикаментов только 28 процентов от общего количества федеральных льготников. Причем именно эти почти 29 тысяч человек имеют очень серьезные заболевания, для лечения которых ежемесячно требуется сумма, значительно превышающая федеральный норматив в 480 рублей на человека. Мы подсчитали, что средняя стоимость рецепта для федерального льготника по области составляет 607 рублей, а среднее количество рецептов, выписанных на одного пациента, за восемь месяцев 2009 года — 13.
— Предпринимаются ли меры на региональном уровне, чтобы разрешить эту проблему?
— На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан уже второй год подряд дополнительно к федеральным средствам выделяются деньги и из бюджета Новгородской области — в нынешнем году это порядка 30 миллионов рублей, более 20 из которых уже потрачены. Кроме того, во втором полугодии мы ввели новую форму заявки лечебных учреждений на бесплатные лекарства для льготных категорий граждан: отныне она персонифицирована, то есть составляется на каждого конкретного пациента с учетом его заболеваний и периодичности получения препаратов. Это позволяет избежать ошибок при заказе, сделать его соответствующим реальным потребностям больных. Чтобы наладить механизм дополнительного лекарственного обеспечения льготников, мы активно работаем и над созданием единой областной компьютеризированной системы, позволяющей и рецепты оформлять быстро и правильно, и, что очень важно, отслеживать наличие в аптеках лекарств нужных наименований и дозировок. Пациентам таким образом гарантируется, что лекарство по выписанному рецепту есть в аптеке и ему не придется возвращаться к врачу переписывать бланк, потому что в аптеке либо нет этого препарата, либо есть, но в другой дозировке. Сейчас к этой базе данных подключены областной центр, Валдайский, Боровичский, Старорусский, Маловишерский, Пестовский, Новгородский районы. В остальных идут подготовительные работы.
Еще добавлю, что, изучив опыт других регионов и пройдя путем собственных проб и ошибок, мы пришли к необходимости создания регионального склада лекарственных средств, который будет регулировать потоки медикаментов по дополнительному лекарственному обеспечению. К примеру, если в одном районе перезаказали аспирин и он там не используется, а в другом его не хватает, то самим лечебным учреждениям не нужно искать пути передачи медикаментов и переоформления документации, что отнимает немало времени и сил. Все будет в кратчайшие сроки сделано специалистами регионального склада.
Требуются лекарства
— Женщина, имеющая постоянную регистрацию в Шимском районе, но в настоящее время проживающая в Великом Новгороде, жалуется на то, что в муниципальных поликлиниках областного центра ей отказывают в обслуживании, ссылаясь на то, что постоянная прописка у нее не городская. — Подобные отказы не правомочны, так как полис обязательного медицинского страхования, не важно, какой страховой компанией он был выдан и где — в городе на Волхове или в Магадане, дает человеку право на получение помощи в любых муниципальных и государственных лечебных учреждениях.
— В продолжение лекарственной и страховой темы. Почему многим жителям области, имеющим полис обязательного медицинского страхования, гарантирующий оказание бесплатной помощи, приходится, находясь в стационаре, тем не менее покупать медикаменты за собственные средства? — Действительно, такие моменты имеют место. Эту проблему нужно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, фармацевтический рынок развивается очень стремительно, а учреждения здравоохранения, к сожалению, не всегда поспевают за ним. Работающие в области 53 стационара располагают набором лекарств, необходимых для оказания бесплатной помощи. И когда доктор предлагает пациенту выкупить за свои деньги препараты, это не всегда означает, что в больнице нет медикаментов для данного больного. Скорее всего, есть, но они по своим свойствам, к сожалению, уступают более современным лекарствам. Доктор же ратует за скорейшее выздоровление человека, поэтому и рекомендует ему купить более эффективные средства. Во-вторых, сейчас лечебные учреждения сами закупают лекарственные средства, проводя конкурсы и тендеры. Препаратов для нужд небольшой больницы приобретается немного, поэтому поставщики фармацевтической продукции цены завышают, что увеличивает расходы каждого отдельного учреждения и, соответственно, уменьшает количество приобретаемых лекарств. Некоторых из них может и не хватить на всех пациентов. Поэтому комитетом по охране здоровья населения принято решение, что в 2010 году закупки медикаментов для всех стационаров области будут осуществляться централизованно. Это позволит и сбить цену, поскольку покупать оптом дешевле, и соблюсти разумную пропорцию между отечественными и импортными препаратами, и осуществлять более жесткий контроль за качеством медикаментов, и избежать проникновения на территорию области фальсификатов. Но при этом каждая больница будет иметь и собственные средства на закупку лекарств, ведь бывают особые случаи, предусмотреть которые при централизованном заказе невозможно.
— Известно, что страховые компании возмещают расходы больным стационарных отделений, выкупающим лекарства за свои средства. Но возвращают деньги далеко не за все препараты. Почему?
— Пациентам стационарных отделений нелишним будет знать, что муниципальные лечебные учреждения бесплатно лечат больных медикаментами из определённого федеральными властями перечня лекарств. Поэтому, когда доктор предлагает выкупить какие-то препараты за собственные средства, не возбраняется уточнить у него, входят ли они в перечень препаратов по программе государственных гарантий на оказание бесплатной медицинской помощи. Если да, то компания, которая оформляла этому больному полис обязательного медицинского страхования, оплатит все его затраты на лечение при условии представления чеков на купленные лекарства. Если же нет, то расходы пациенту не возмещаются. Добавлю, что на федеральном уровне сейчас рассматривается проект лекарственного страхования, в котором четко прописаны условия софинансирования лекарственного обеспечения и государством, и пациентом.
Где ты, «скорая»?
— Галина Васильевна, вы не затронули еще одну сторону лекарственной проблемы. Она касается работы службы «Скорой помощи». И в редакцию «НВ», и на сайт «Здравоохранение Новгородской области» периодически приходят послания от новгородцев, недовольных как тем, что в отдаленные деревни «скорая помощь» отказывается ездить, так и тем, что нужных лекарств у бригад неотложной помощи часто не оказывается.
— Вопрос оказания скорой помощи — один из самых сложных. Что касается набора лекарств, которые должны быть в машине «скорой помощи», то средства на него выделяются из муниципальных бюджетов. Скажу, что и специалисты комитета, занимающиеся вопросами лицензирования медицинской деятельности, контроля за качеством оказываемых услуг, и главный специалист области по оказанию скорой медицинской помощи следят за тем, чтобы нужные медикаменты были всегда. Но основное место работы этих специалистов — в Великом Новгороде, в районах они бывают периодически. На местах же постоянно следить за работой бригад «скорой помощи» и за тем, с каким набором препаратов они выезжают на вызов, должны главные врачи районных больниц.
Теперь о том, почему районные бригады «скорой помощи» не всегда ездят в деревни. Один вызов бригады обходится казне в полторы тысячи рублей, а статистика показывает, что за год порядка 20 процентов вызовов — необоснованные. Бывает — просто шутят, бывает — вызывают, чтобы поговорить за чашкой чая о жизни или помочь принять роды у кошки... Случаев, когда бригада из районного центра за десятки километров по разбитым дорогам едет на вызов, а там всего-то порезанный палец, много. Поэтому на местах многие руководители центральных районных больниц приняли решение о том, что при наличии в зоне вызова фельдшерско-акушерского пункта или центра врача общей практики к больному первично на имеющемся у них транспорте будут ездить специалисты этих медицинских учреждений, которые на месте и решат вопрос о дальнейшем лечении. Мы признаем, что схема еще не до конца отработана, и бывает, что в отдалённые деревни не едут ни из района, ни из ФАПа. Над решением этой задачи мы сейчас активно работаем.
Людмила ДАНИЛКИНА