Заметен храм не только благодаря своим выдающимся размерам, но и потому, что на виду стоит: на одной из площадей райцентра недалеко от железнодорожного вокзала. Говорят, из-за своего расположения церковь в 1937 году и закрыли. Мол, вышел на станцию проезжавший мимо на поезде нарком путей сообщения Лазарь Каганович, увидел громадину-храм, который тогда был в два раза выше за счёт пяти своих куполов, и приказал снести его. Но не вышло. Взрывать побоялись из-за того, что железная дорога рядом. Поэтому обошлось тем, что разобрали купола и часть колокольни.
По официальной версии, президиум ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) утвердил ходатайство трудящихся посёлка Окуловка о закрытии в посёлке церкви, и к 20-й годовщине Октябрьской революции в ней был открыт звуковой кинотеатр «Родина». Потом кинотеатр уступил место тюрьме НКВД, а после Великой Отечественной войны в храме была спортшкола.
Давайте храм восстанавливать!
В отличие от куполов, средств на восстановление которых пока не предвидится, реконструкция колокольни уже вступила в финальную стадию. За всё платит один петербургский бизнесмен, родившийся в Окуловке, но переехавший зарабатывать деньги в столицу.
— Больше года назад он пришёл ко мне, — вспоминает настоятель окуловской церкви Александра Невского отец Сергий Стрелков, — и сказал: «Ну что, батюшка? Давайте церковь восстанавливать!». Я, конечно, согласился. Для нас, членов общины, это было несбыточной мечтой. Немногие предприниматели сейчас соглашаются помочь общине. Это в 1900 году, когда храм только заложили, мужики, добровольно соглашавшиеся поучаствовать в его возведении
и приезжавшие на своих подводах к месту будущей церкви, дрались из-за права возить кирпичи на стройку. Но, по наблюдению священника, в Окуловке идёт не только реконструкция колокольни. Происходит и реконструкция человеческих душ. Пусть и очень медленно.
Одними из видимых признаков духовной связи между окуловчанами и храмом стали не только трое замеченных нами местных жителей, пришедших в церковь отстоять панихиду, но и приколотая к входной двери храма афиша выставки «Православная Русь» и написанное от руки объявление об организации поездки в Тихвинский монастырь. Не было бы потенциальных участников этих двух мероприятий — не было бы и рекламы.
— Прекрасно помню, что в начале 90-х весь наш приход почти полностью состоял из местных бабушек, — рассказывает отец Сергий. — Они первыми вернулись в церковь после ее передачи нашей православной общине в 1993 году. Это были традиционно верующие. Они верят потому, что так заведено. Верили их родители, деды, прадеды... И они верят. Знают, что Бог есть, и ему надо воздать должное, а в тонкости особо не вникают. Это тоже хорошо, но... недостаточно.
Если вся численность прихода церкви Александра Невского, по словам священника, составляет сейчас приблизительно тысячу человек, настоящих православных христиан среди них человек 150. «Настоящие христиане» — это выражение отца Сергия. Им он обозначает тех, для кого обращение к Богу явилось осознанным решением. Среди них, по признанию священника, есть и местные алкоголики, и наркоманы. Им вера помогает держаться.
— Много лет назад, помню, был случай, — рассказывает священник. — В церковь попытался прорваться какой-то очень пьяный, весь в камуфляже мужчина. Его, разумеется, не пускали, потому что он находился в совершенно непотребном состоянии. А он на своём стоял, кричал: «Мне батюшку надо!». Я когда его увидел, честно говоря, малость опешил и приготовился, как говорится, к самому худшему. А он буянить не стал, подошёл ко мне и выдохнул: «Всё — я так больше не могу!». Оказалось, что он, бывший кадровый офицер, уже несколько лет пьёт, с женой разошёлся, с сыном не общается, работу потерял, квартиру пришлось продать... Но с пьяным что за разговор! Я ему и сказал: «Приходи снова, поговорим, когда протрезвеешь». А он: «Сделайте хоть что-нибудь!». Спрашиваю: «Крест у тебя есть?». Оказалось, есть — крещёный. И я предложил ему вместе помолиться у иконы Неупиваемой чаши. Я молил Бога о том, чтобы Господь помог ему, а он, тот, в камуфляже, стоял за моей спиной и тоже, видимо, по-своему в душе просил Бога о чём-то. И потом ушёл. Прошла неделя, а он вдруг снова явился. Уже трезвый. «Батюшка, — говорит, — спасибо!». Исповедовался. Стали мы с ним часто общаться, он в церковь ходил. Даже потом кочегаром устроился в храм. И перестал пить, с сыном начал общаться.
Во имя любви
А вообще в райцентре и ближайшей округе, по словам настоятеля, проживает порядка 20 тысяч человек. И многие окуловчане, по словам отца Сергия, продолжают относиться к Церкви, мягко говоря, несерьёзно.
— Любят, например, в последнее время венчаться в храме, — рассказывает священник. — Но редко кто венчается и понимает, почему он поступает именно так, а не иначе. Для многих это просто экзотика. О! Венец им на голову надевают — как круто! Не понимают, что им даётся благодать на создание семьи!
Или, по словам настоятеля, зачастую родители крестят новорожденного, не понимая, что делают ребёнка полноправным членом православной церкви. Крестят потому, что кто-нибудь посоветовал: «Покрестите наследника, чтобы он маленьким не помер».
— Идёшь, бывает, по улице, смотришь на людей: так много мёртвых лиц вокруг! — говорит священник. И поясняет. — Ведь если человек не общается с Богом, он — духовный мертвец. Что такое Бог? Бог — это любовь! Любовь, которая может толкнуть человека на жертву во имя чего-то или кого-то. Вот этой жертвенной любви сейчас и не хватает в наших людях.
Правда, активным миссионерством настоятель окуловской церкви не занимается. По улицам, как представители некоторых религиозных организаций, не ходит, разноцветные проспекты со статьями типа «Как найти смысл жизни?» или «Почему мы существуем?» — не раздаёт.
— Обращение к Богу — добровольное дело каждого, — говорит священник. — Я не могу заставить человека ходить в церковь. Он сам должен этого захотеть.
В своё время именно таким способом к Богу обратился он сам, в молодости являвшийся убеждённым комсомольцем. У отца Сергия и родители: отец — начальник РОВД, мать — фельдшер, как выразился настоятель, честно верили в коммунизм. До известных перемен, произошедших в 90-е годы, дожила только мать, и вот тогда, по словам священника, она поняла, что была обманута: рай на земле существовал, но не для неё.
— Мне довелось посмотреть, как живёт наша правящая верхушка, — рассказывает священник. — И я понял, что светлое будущее — просто блеф. Начал искать для себя что-то другое, и открыл православие. Может быть, этот выбор определило то, что моя бабушка была очень верующим человеком, и, несмотря на протесты родителей, таскала меня ребёнком в церковь. В общем, в 25-летнем возрасте я крестился. И понял, что можно, оказывается, жить совсем по- другому! Понял, где истина.
Церковь живёт
Вообще-то, для тех, кто сам захотел, в 90-е годы при окуловской церкви действовала воскресная школа. Причем для взрослых. «Необходимо было заниматься духовным образованием людей, — пояснил священ- ник. — Ведь многие почти ничего не знали о православии. Всерьёз полагали, что Троица — это только праздник такой». Однако школа для взрослых проработала всего три года. «По всей видимости, необходимость в ней отпала сама собой, — сделал вывод священ- ник. — Все те, кто хотел получить начальное духовное образование, получили его, и сейчас в нашей воскресной школе занимаются только дети».
Когда-то контакт с потенциальными прихожанами окуловская православная община пыталась найти и через местную газету. В районке регулярно выходила православная страница с публикацией расписания церковных служб, объяснением значения праздников и многим другим.
— Но со временем от этой идеи отказались, — говорит отец Сергий. — Уж и не помню, по какой именно причине. Возможно, в этом есть и моя вина, и надо эту традицию восстанавливать. Очень надеюсь, что и сайт свой в Интернете со временем создадим. Церковь остаётся живым организмом.
Упрекать в непостоянстве отца Сергия трудно. При его непосредственном участии церковь Александра Невского силами прихожан привели, что называется, в божеский вид. Ведь когда в сентябре 1993 года государство отдало храм окуловским верующим, войти в него было страшно. «/.../ Церковь передана в ужасающем состоянии. Кровля течёт, над алтарной частью вообще отсутствует, система отопления неисправна, котельная демонтирована, деревянные полы частично сгнили, частично сняты прежними хозяевами, стёкла в окнах выбиты почти все, дверная фурнитура также снята. Разорение полное», — составляя историческую справку о храме, священник не смог не выйти за рамки официального стиля. И пришлось годами на пожертвования благотворителей и прихожан вести ремонт храма.
Возвращение
Однажды, по словам отца Сергия, к окуловской церкви пришли сотрудники местного пункта приёма металлолома. Впрочем, какие там сотрудники? Простые работяги. И принесли два небольших церковных колокола.
— Сказали, что им эти колокола сдали какие-то пьяницы, — пояснил священник. — Получили причитающиеся им деньги и исчезли. Откуда те, неизвестные, колокола достали, ума не приложу. Скорее всего, стащили из какого-нибудь храма. А у работников пункта чермета рука не поднялась, чтобы их на лом распиливать. И они решили вернуть их церкви.