Пятница, 29 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Неохота к перемене мест

Фраза «55 лет проработал на одном месте» впечатляет, что и говорить. Есть же люди, которые всю жизнь отдали одному предприятию!
Георгий Петрович сначала смущался: мол, ничего он такого не сделал, а столько внимания уделяют. Для него не удивительно, что через всю жизнь пронес любовь к рулю, фотоаппарату и кинокамере. Он просто всегда следовал принципу, который высказал один из директоров предприятия (на веку Георгия Петровича их было 12): даже к откручиванию гайки нужно относиться творчески. Уж чего-чего, а творчества в жизни Георгия КИЛЬПИЯЙНЕНА — водителя автобуса, фотографа и кинооператора, а ныне еще и смотрителя музея, который он сам создал, — было предостаточно.

 Мечта детства

 — В 1953 году хоронили Сталина. У всего Союза — траур. Помню, на Крестьянской площади (сегодня Сенная. — Прим. автора) мы собрались, — начинает свои воспоминания Георгий Петрович. — И там стояли четыре «ЗИС-155», такие красивые, красная с желтым расцветка у них была. Как они гудели! Хоть и траур был, но так мне эти автобусы в душу запали, такое впечатление они на меня произвели! Вот тогда я и понял: хочу стать водителем такого автобуса. Крестный у меня водителем работал, а крестная — кондуктором в Новгородской АТК № 406 (сейчас НПАТП № 1. — Прим. автора). Туда они меня и привели, а взяли учеником слесаря. Мне тогда 16 исполнилось…
За два года, что до армии отработал, Георгий Кильпияйнен успел сдать на права и попасть на Доску почета. Особенно было приятно Георгию Петровичу, когда после армии вернулся: весь коллектив как родного его принял. Зиму еще слесарем поработал, а потом ему дали первый автомобиль — легковую «Победу». Затем были «ПАЗ», «ЗИС-155», «ЗИС-158».

Водитель как шахматист

 Георгий Петрович поездил на всех автобусах, которые были в те времена, знал все городские маршруты, год работал на междугородном рейсе Новгород — Боровичи.
— Помню, везу ребят в Кончанское-Суворовское. Там, за Боровичами, есть такое место, где дорога очень узкая. Что-то задумался, поворачиваю и смотрю — я на обочине, и меня в кювет тянет. Так холодным потом и пробило. Вот тогда-то я и подумал, каким же водитель должен быть предусмотрительным. Я сравниваю водителя с шахматистом. Тот, прежде чем сделать ход, должен несколько ходов вперед продумать, а водитель на несколько поворотов вперед должен знать.
И к автобусу отношение должно быть особенным. С ним нужно общаться, как с живым. А как больно, когда свою машину другому водителю отдаешь! Будто с другом расстаешься. Помню, ездил за автобусами во Львов, и, представляете, получил автобус с 17 техническими неисправностями. Чтобы отъехать от ворот завода, неделю ковырялись в нем. А потом еще три месяца у себя в гараже. Вот так всегда: новый автобус гладишь, подтягиваешь что- то, под себя все делаешь. Ну как потом его отдать?
За время работы Георгий Петрович и сам поучился, и других поучил. По предложению начальника стал водителем-инструктором. И 15 лет все, кто хотел работать водителем, проходили «школу Кильпияйнена».
— Я им все показывал, рассказывал, но чувствовал, что не могу я помочь ученику в трудной ситуации: у меня ни руля, ни педали нет. Решил, что нужно сделать двойное управление. Я кабину разобрал, удлинил, поставил второе сидение, рычаги все подвел — сделал инструкторское место. В кабине стало два водителя, как в самолете два пилота. И только после этого осознал, что могу выручить, случись что на дороге, — говорит Георгий Петрович. — Думаю, каждого третьего водителя из тех, которые у нас сейчас работают, я учил. Когда встречаемся, со мной здороваются, не забывают. В общественном транспорте на водителя могу не смотреть, а сказать — мой ученик или нет. Ну что это такое: как тронется с места, так все назад валятся; затормозит так, что всех вперед качает? Так на грузовике можно ездить, а не на автобусе. Все, кого я учил, так не водят.

Фильм! Фильм! Фильм!

Когда Георгий Петрович служил в армии, купил первый фотоаппарат «Зоркий-С»? Для ленинского уголка стал фотографировать. И очень это дело моему герою понравилось, с тех пор он съемочную технику из рук не выпускал. На работе прознали о его хобби, предложили быть фотографом по совместительству и помещение под фотолабораторию дали. Сначала Доску почета оформлял, витрину на проходной, альбомы делал. Потом стал летописцем Новгородской АТК № 406. Руководители и подчиненные, будни и праздники, работа и отдых — все это заснял Георгий Петрович.
Собственно, мы и беседовали в фотолаборатории. В углу стоит пенсионер-увеличитель, бельевые прищепки на веревочке висят. Сразу представляется весь рабочий процесс, и кажется, что совсем недавно тут проявлялись негативы.
— Перед юбилеем меня спрашивают, мол, что тебе подарить, а я отвечаю, ну что мне можно, кроме фотоаппарата, дарить. Вот по- дарили полупрофессиональный цифровой. Думал, никогда его не освою, и сейчас только наполовину знаю. Раньше нужно было и диафрагму, и выдержку установить, кадр поймать. А сейчас — только на кнопку жми.
Георгий Петрович много рассказывает об одном из директоров предприятия — Иване Павловиче Петрове. Тот хорошо разбирался в людях, видел их потенциал. Вот однажды директор и сказал моему собеседнику, что, мол, фотография — это хорошо, но вот кино бы еще!
— В профсоюзах тогда как раз открылись курсы кинооператоров. Вот год я туда отходил и научился снимать кино. Самый первый фильм снял о наших «миллионщиках» — двух водителях, которые за восемь лет наездили миллион километров. Тогда это было великое событие. Их как космонавтов встречали в гараже: приехали пресса, телевидение, радио, школьники цветы дарили, руководство подарки. В течение трех месяцев я их снимал. И этот фильм победил на областном конкурсе кинолюбителей в 1972 году.

Музей и жизнь


Всю жизнь Георгий Петрович фотографировал, снимал, вырезал статьи из газет про свое предприятие. Говорит, нутром чувствовал, что пригодятся. И не ошибся: в 2002 году у ПАТП № 1 появился свой музей.
 — Мы пригласили музейного работника, он все посмотрел и говорит, что полноценный музей будет — на любую аудиторию. Восемь месяцев экспозицию готовили, а собирал я материал всю жизнь.
Музей представляет собой… автобус! В комнате — настоящая кабина водителя от автобуса «ЛАЗ-699 Р». Как говорит экскурсовод, детей от него не оттащить. Тут все работает: фары, поворотники, сигнал. Можно порулить, скорости попереключать, в громкоговоритель малыши стихи читают и песни поют. Стенды на стенах — это окна, а фотографии на них — это история предприятия.
Вот фото первого начальника; вот первый автобус Георгия Петровича; вот работник, который 100 лет прожил; вот те самые «миллионщики», о которых был снят первый фильм. Много о чем и о ком говорит эта стена. В музее все автобусные атрибуты есть: сумочки кондукторов, билетики, касса. С особым трепетом Георгий Петрович показывал форму водителей. Между прочим, свою собственную в музей отдал. Рассказывал, как здорово было, когда работники транспортного предприятия в форме ходили. Отношение к ним было совсем другое:
— Очень было приятно в форме ездить, и пассажиры уважительно спрашивали: «Товарищ водитель, можно обратиться?». Потом как- то перестали форму шить. А сейчас новый директор обещал, что к юбилею все снова будут в форме на работе ходить! И правильно: водитель должен отличаться от пассажиров.
А еще в музее Георгий Петрович сделал для тех, кто полвека отработал в ПАТП, отдельные ячейки. Тут медали, удостоверения, будильник как символ того, что водитель все должен вовремя делать. А в свою ячейку положил водительское удостоверение, кинокамеру и, конечно, фотоаппарат.

Счастливый человек

Как сказал Георгий Петрович, из-за любви к искусству он много потерял в финансовом плане. Другие водители и автобусы получше выбирали, и маршруты повыгоднее, машины, дачи покупали… А за эту творческую работу Георгию Петровичу никогда не платили. Да он и не просил. Снимет фильм — премию начальник выпишет в 100 рублей. Вот и все деньги. Но ни зависти, ни обиды в сердце этого человека нет.
— Если бы дали возможность еще раз прожить жизнь, все бы повторил. Мне другого не надо. Мне не нужно ни похвалы, ни критики. Я наблюдаю, как люди смотрят на мои фотографии. Где-то задерживают взгляд, потом отводят его, снова возвращаются. И это для меня — самое дорогое, наверное, как для артиста аплодисменты, — говорит Георгий Петрович.
Единственное, что сейчас печалит и заботит Георгия Кильпияйнена, — преемника у него нет. Некому дальше за музеем смотреть, фотографировать. Молодежь спрашивает, сколько за это платить будут, и когда понимает, что все толь- ко на энтузиазме держится, машет рукой. Но хочется верить, что неравнодушный человек все-таки найдется! И как когда-то Георгий Петрович передавал свой автобус другому водителю, он также передаст этому человеку свой музей.
 
 
Елена УСКОВА 

РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА