Отметив эти, безусловно, позитивные перемены, глава региона заострил внимание на теме неэффективности расходуемых средств. По итогам прошлого года в образовании таким образом было потрачено 530 млн. рублей.
В своем выступлении коснулся этой проблемы и председатель комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Владимир АВЕРКИН. По его словам, в этом году работа образовательных учреждений и муниципальных образований оценивалась как по принятой в области критериальной системе, так и по федеральной, разработанной для оценки деятельности субъектов страны в разных отраслях:
— Федеральная формула расчета включает в себя такой показатель, как неэффективное использование средств. Мы воспользовались этой методикой и применили ее для анализа работы школ области и органов власти, ответственных на местах за образовательный процесс, — сказал он. — Хоть нам до начала нового учебного года и удалось на 20% сократить неэффективные расходы, но это не значит, что на достигнутом можно остановиться. Только шесть районов на наш запрос ответили, что принимают дополнительные меры по сокращению расходов, остальные написали, что резервы исчерпаны. На самом деле это не так. Как один из вариантов уменьшения лишних затрат назову перевод организаций в автономную форму. Однако тут мы сталкиваемся с активным сопротивлением и самих учреждений, и местных властей. К началу нового учебного года мы планировали перевести порядка половины образовательных заведений в автономные, но в реальности имеем лишь 22%.
Председатель комитета образования Великого Новгорода Наталья РЫБНИКОВА, затронув данную тему, не во всем согласилась с Аверкиным. По ее мнению, нужно срочно сокращать перечень критериев, по которым оцениваются учреждения и муниципалитеты. 120 региональных и федеральных показателей отчетности способны запутать многих, если не всех.
— Кроме того, комитет образования Великого Новгорода полагает, что в вопросе неэффективного использования средств нужно подходить индивидуально к каждому учреждению, — подчеркнула она. — Приведу пример. В ряде городских школ мы организуем работу подразделений дополнительного образования, чтобы дети им ли возможность заниматься в различных студиях. Мы вводим ставки педагогов дополнительного образования, без которых невозможна кружковая работа. Однако согласно федеральной расчетной формуле неэффективности использования денег это считается лишними затратами…
Что касается перехода в автономные учреждения, по мнению Рыбниковой, проблема заключается не в том, что образовательные учреждения затягивают с переоформлением документации для перевода школ и детских садов в новую форму. Они бы и рады делать это быстрее, однако сталкиваются с тем, что чиновники разных ведомств, от которых зависит этот процесс, зачастую вообще ничего не знают ни об автономных учреждениях, ни о правилах перехода на эту форму деятельности.
Как бы там ни было, но результаты деятельности за прошлый учебный год и учреждений, и муниципальных органов власти в части образовательной политики подведены. Лучшими признаны Великий Новгород, Боровичский, Солецкий, Новгородский и Окуловский районы.
Людмила ДАНИЛКИНА