— Я родилась в семье, где не злоупотребляли алкоголем. Меня воспитывала одна мама, без отца. Мама прилагала все силы, чтобы, как она говорила, я была «не хуже других». Она целыми днями работала, а я часто оставалась дома одна. Сколько себя помню, всегда очень скучала без матери. Потом у меня появились подруги, в общении с которыми никогда не было проблем. Но при встрече с мальчиками я сжималась в комок, закрывалась, очень комплексовала из-за своей внешности — мне казалось, что я некрасивая и меня никогда никто не сможет полюбить. Так проходили годы, я росла, и ничего особенного в жизни не происходило.
В 17 лет после неудачной попытки поступить в институт я устроилась на работу, где меня хорошо приняли. Неожиданно для себя я всем понравилась. Мужчины стали обращать на меня внимание. Однажды на работе отмечали очередной праздник, на котором я впервые попробовала спиртное. Налили мне очень мало — рюмку. По вкусу это была отрава, но то, что случилось потом, было просто чудом. Я стала самой веселой, самой красивой, самой смелой. Сразу ушли все комплексы, появилась уверенность в себе. Казалось, что меня все любят, да и самой себе я очень нравилась.
Это было вхождение в новую, как мне казалось, красивую жизнь. Я теперь уже знала, что делать, когда появлялось плохое настроение или случались какие-нибудь неприятности. Я все чаще прибегала к алкоголю как к спасительному средству и очень быстро набирала темп. Наконец вся моя жизнь превратилась либо в ожидание, либо в употребление этого «чуда». Алкоголь стал смыслом жизни. Я употребляла его по каждому поводу и уже без повода. А потом начались проблемы. Они не подкрадывались потихоньку, одна за другой, а обрушились лавиной: меня уволили с работы, в квартире было пропито все до нитки. Еще недавно все любили меня и хотели со мной общаться, а теперь отвернулись и друзья, и родственники. Со мной не общались, сторонились, не давали взаймы. Я почувствовала себя выброшенной за борт, на помойку, как никому не нужная вещь.
Я изобретала массу способов пить умеренно: по праздникам, по пятницам, пить только легкие вина, пиво, наконец не пить совсем, но ничего не получалось. Много раз лежала в различных наркологических больницах. Мне два раза делали эспераль, 15 раз — торпедо. Моя мать истратила кучу денег на лечение, но все было безрезультатно.
Наталья призналась, что ее все чаще охватывало отчаяние, но однажды она узнала о существовании общества анонимных алкоголиков и решила попробовать, хотя мало во что верила. Сначала ей там понравилось, но не более того: и ходила на собрания, и продолжала пить. Прошло долгих пять лет, пока, шаг за шагом, не пришло понимание того, что надо изменить свою жизнь, а в первую очередь — перестать пить. Сейчас Наташа не пьет более трех с половиной лет, год назад бросила курить. Осознание преодоления зависимости придает ей силы и ощущение, что теперь у нее все сложится и в жизни, и на работе.
Таких, как Наталья, нашедших поддержку в этом обществе, — в Великом Новгороде уже сотни. В чем залог успеха работы «НАН»? Это уже вопрос к председателю общества Ирине ФРОЛОВОЙ.
— Как вообще в Великом Новгороде появилось общество? Что лично вас заставило заняться этой работой?
— Однажды я серьезно заболела, и моя жизнь была на волоске. А когда поправилась, решила, что должна сама помогать людям. Просто потребность у меня такая появилась, да и профессия психолога уже была. В то время я и услышала о программе «12 шагов». Имелись и те, кому не лишней была моя помощь. Так все и началось.
— Мы не будем подробно рассказывать о самой программе — об этом можно прочитать в Интернете. Хочу спросить о главном: почему, на ваш взгляд, больным алкоголизмом не всегда способны помочь врачи? Человек лечится, а потом опять начинает пить.
— После того как человек выписывается из лечебного заведения, он вновь попадает в старую среду. А ему обязательно нужна реабилитация, иногда довольно долгая. Вот в Швеции — это забота социальных служб. Там к каждому бывшему пациенту приставляют человека, который поможет устроиться на работу, отведет к психологу и прочее. Нечто подобное и в нашей организации, где выздоравливающие помогают тем, кто только вступил на путь борьбы с болезнью. А это — болезнь! И никаким возрождением ЛТП ее не вылечишь.
— У нас постоянно работают три группы: проходят занятия с алкоголиками, наркоманами и их родственниками. Два раза в неделю они приходят в наш центр на ул. Павла Левитта, д. 22. Сотрудничаем и с питерским обществом, а также с единственным в России Центром реабилитации больных алкоголизмом в Ленинградской области «Дом надежды на горе». Мы отправляем туда новгородцев делать первые шаги в новой трезвой жизни. Еще одна форма деятельности «НАН» — организация форумов анонимных алкоголиков на колесах: автопробег выздоравливающих и их родственников по разным городам. В этом году питерцы к нам на 12 машинах приезжали. И, судя по шикарным автомобилям, трезвый образ жизни многим помог встать на ноги.
— Вы и отдыхаете вместе?
— Да, конечно. Ведь это трезвый отдых: трезвый Новый год, пикники на озере, работа с детьми, помощь инвалидам и прочее.
— Ирина, на какие средства существует ваша организация?
— Исключительно на добровольные пожертвования. Спасибо администрации Великого Новгорода за хорошие льготы по аренде помещения, но вот коммунальные платежи скоро будут нам не по карману. Хотелось бы большей помощи от города, ведь наша работа — важное для всех новгородцев дело.
— И последнее: информация для тех, кому нужна ваша помощь. Как вас найти?
— У нас в Интернете есть теперь свой сайт, можно позвонить по телефону 64-33-79 или просто прийти в понедельник или пятницу в наш центр.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ